На конференции нашли новые причины роста тарифов
На прошедшей научно-практической конференции «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов» гендиректор «Сибэко» Руслан Власов убеждал собравшихся в экономической обоснованности повышения тарифов на тепло. По мнению главы новосибирского отделения «Фонда развития гражданского общества» Константина Антонова, это ему не вполне удалось.
Инициаторами проведения научно-практической конференции выступили члены группы, которая организовывала митинги против повышения тарифов в декабре и январе этого года (Козодой, Гладченко, Дьячков). В качестве независимых экспертов выступили Сергей Ладутько, генеральный директор ООО «Госэнерготариф» и Владимир Милов, директор московского Института энергетической политики. В конференции участвовали представители исполнительной власти – министр региональной политики Игорь Яковлев, руководитель департамента по тарифам Гарей Асмодьяров, законодательной власти – депутаты новосибирского горсовета Игорь Кудин, Наталья Пинус и Александр Бурмистров. В обсуждении активно участвовал и гендиректор АО «Сибэко» Руслан Власов.
Активно обсуждали социальный аспект повышения тарифов. В частности, управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков отметил, что несмотря на обещанные областным правительством субсидии для малообеспеченных по компенсации роста затрат на коммунальные платежи, повышение энерготарифов стимулирует рост оптовых и розничных цен по всем торговым производственным цепочкам: «Как следствие – снижаются объемы производства и продаж в целом ряде отраслей. Мы, на самом деле, бьем по бизнесу, повышая тариф. Ухудшаются показатели деятельности большого числа компаний. Новосибирск – лидер среди городов по количеству малых предприятий на душу населения. Жертвовать этим – значительно ухудшать и налоговую базу, и ситуацию в сфере занятости».
Наибольшую дискуссию вызвал вопрос экономическая обоснованность повышения.
Власов уверен, что суть обсуждений не в вопросе — нужно или не нужно повышать тариф. «Тариф должен быть экономически обоснован. И справедлив». Владимир Милов, настаивал на необоснованности повышения платы за тепло и горячую воду.
«Мы видим, что деятельность компании «Сибэко» прибыльная. Рентабельность у нее высокая. Инвестиции наращивались. Достигли уровня почти в два миллиарда рублей в год. Несмотря на отсутствие роста спроса на продукцию монополиста, там достаточно серьезно растут затраты на оплату труда. Растет доля административно-управленческого персонала, на который тратится треть фонда оплаты труда», — отметил Милов.
Также, по словам эксперта, на финансирование инвестпрограммы «Сибэко» имеет возможность привлечь средства и в банках. Однако там потребуется серьезное обоснование. Повысить тарифы, решив этот вопрос парой подписей чиновников, по мнению Милова, гораздо проще.
Руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров и гендиректор АО «Сибэко» с мнением Милова категорически не согласились. В частности Асмодьяров отметил, что в банках средства не привлекают, потому что отдавать их придется с процентами. И это также войдет в тариф. Рост зарплаты, действительно в «Сибэко» имеет место, но в тарифе он никак не учитывается.
Чей был план
В середине декабря Асмодьяров сообщал, коммунальные тарифы повысились в том числе и из-за того, что новосибирцы стали больше экономить на коммунальных услугах. Из-за этого, в частности «Сибэко» не дополучила 5,7 процента от запланированной выручки. Эти выпадающие доходы якобы и решили компенсировать за счет повышения коммунальных платежей.
Асмодьяров отметил, что план по отпуску тепловой энергии строят на основе схемы теплоснабжения Новосибирска, утвержденной в 2016 году.
«По отношению к плану 2016 года, снижение полезного отпуска составило 5,7 %. Формирует выпадающие доходы разница между тем, что планирует регулирующая организация и фактическим потреблением. При формировании тарифа, плановый показатель значительно выше, соответственно знаменатель значительно выше и теплоснабжающая организация не собирает необходимой тарифной выручки».
По словам Власова в действующей сейчас схеме теплоснабжения Новосибирска заложены не существующие на самом деле объемы отпуска энергии.
«Ввод жилья прогнозировался в гораздо большем объеме. В 2013 году объем выданного тепла утверждено 14 млн ггкал , а факт был 13, в 2015 план — 13, а факт — 12,8. Сегодня та цифра, которая есть в схеме, практически соответствует реальной», — отметил Власов.
Схему теплоснабжения, о которой идет речь, принимали весной 2016 года. Гарей Асмодьяров отметил, что тот факт, что из-за нее потребуется повысить тариф на такую величину, был известен уже тогда.
Модератор дискуссии, глава новосибирского отделения Фонда развития гражданского общества Константин Антонов уточнил у Асмодьярова, участвовал ли муниципалитет в утверждении схемы. Асмодьяров ответил утвердительно.
Как принимали такую схему теплоснабжения, рассказал Игорь Кудин. «Есть публичные слушания, через которые прошла схема теплоснабжения. Есть четкие мнения экспертов по этому поводу. На основании этого и принималось решение», — заявил депутат горсовета Игорь Кудин.
Информация о том, что муниципалитет согласовал схему, которая однозначно приведет к резкому увеличению тарифа, вызвало большое количество споров после конференции. Так, депутат Вячеслав Илюхин на странице в facebook написал, что расчет плановых показателей осуществляет не Совет депутатов, а департамент ЖКХ на основании данных, которые предоставляет департамент по тарифам НСО, то есть, ведомство Асмодьярова. «Он, к слову сказать, утверждает и тарифы, и нормативы потребления, которые завышены, почти в два раза. Я утверждаю это как строитель — количество выкупленного тепла не соответствует реальному потреблению». По поводу указанного документа Илюхин заявляет, что советом депутатов он не утверждался. Кроме того, «это объёмный документ, который готовится не один месяц и у Совета депутатов, как впрочем и у Заксобрания, нет физической возможности не то что его подготовить, а даже проверить должным образом, из-за отсутствия специалистов в штате»
Выводы и доводы
По мнению Руслана Власова, диалог состоялся. «Абсолютно позитивное настроение. Считаю, что и круглый стол, и пленарное заседание состоялись. На вопросы, которые возникали, мы ответили. Развеяли наконец миф, созданный журналистами о том, что тариф повышается из-за экономии новосибирцев», — отметил Власов.
«Я считаю, что повышение тарифа необоснованно, и крайне вредно для экономики региона, больно ударит по его жителям. Аргументы, представленные представителями власти и «Сибэко», меня не убедили», — рассказал Антонов после конференции. При этом иллюзий, что повышение тарифа реально отменить, Антонов не питает: «По действующему законодательству его отменить сейчас почти невозможно. «Сибэко» тогда вообще останется без инвестиционных средств. Тариф формируется по данным за прошлый год, там сложная схема. Он в принципе может быть отменен. Однако придется в бюджет тогда закладывать деньги, чтобы финансировать напрямую через субсидии ремонт сетей»
В марте запланировано продолжение протестного движения. Так, сообщено о планах провести пятый митинг в конце марта общественным движением «Пенсионеры за достойную жизнь!» (организаторы четвертого митинга). Оргкомитет группы «Нет тарифам ЖКХ + 15%» ждет ответы от, администрации президента. УФАС и прокуратуры, куда ранее члены оргкомитета и «сочуствующие» направляли обращения, касающиеся отмены решения о повышении тарифов.
Постановление о повышении тарифов ЖКХ на 14,9% было подписано губернатором Владимиром Городецким в декабре. И Городецкий и мэр Новосибирска Анатолий Локоть в свое время называли это решение непопулярным но необходимым и обоснованным. В конце января Городецкий также заявил, что решение о повышении коммунальных тарифов останется неизменным.