Снегоплавильные станции в Новосибирске: плавить нельзя вывозить
«Снегоплавильные станции — это будущее города» — заявил Анатолий Локоть в январе 2017 года. После открытия второй снегоплавильной станции на Широкой объявлено, что в Новосибирске в ближайшем будущем будут организовывать еще две, об этом РБК Новосибирск уже писал.
На 21 марта, по данным мэрии Новосибирска, с начала сезона на снегоплавильные станции было направлено 708 тыс. куб. м. снега, всего было вывезено 2,8 млн. куб.м снега. То есть на станции был отправлен каждый четвертый куб снежной массы с улиц и дорог города. При том в совокупности две имеющиеся станции могут перерабатывать гораздо больше того, что отправлено на переплавку городом — так, суммарная мощность двух снегоплавильных станций на Широкова и на Федосеева около 1600 тыс. куб. м снега за сезон. Даже учитывая возможную погрешность в определении мощности с учетом многих факторов, свободные мощности у снегоплавильных станций явно имеются, — зачем строить их еще?
Коммерсанты возят мимо
Источник РБК Новосибирск в мэрии пояснил, что недостающий объем компании набирают сторонними заказами на утилизацию снега по рыночной цене — в случае с Широкой это концессионер, в случае с Федосеева снегоплавильная станция почти полностью коммерческий проект. Полная загрузка станции и извлечение прибыли от оказания этих услуг — задача руководства снегоплавильных станций.
Действительно, плановый объем утилизации «муниципального» снега на Широкой составляет 400 тыс. куб.м снежной массы, это примерно половина мощности станции. Указанный объем концессионер обязуется перерабатывать по себестоимости (78,99 руб. за куб против ста с небольшим рублей за куб для коммерческих заказов). Председатель комиссии по городскому хозяйству, член комиссии по муниципальной собственности Игорь Кудин сообщил корреспонденту РБК Новосибирск, что в этом году велись переговоры со станциями об утилизации дополнительных объемов снега на специальных условиях, однако сторонам не удалось договориться, возможно, из-за величины тарифа, покрывающего лишь себестоимость процесса утилизации.
Иван Колпаков, руководитель проекта строительства снегоплавильной станции на ул. Широкой, сообщал корреспонденту РБК Новосибирск, что главная причина недозагруженности «снегоплавилок» коммерческими заказами, на его взгляд, кроется в существовании так называемых, «черных» отвалов. Точнее — незаконных площадок временного складирования снега. Скажем, есть площадка в пригороде под строительство, проект заморожен, и на нее начинают сгружать снег вместе с мусором.
На такие площадки часто свозят снег девелоперы, управляющие компании и торговые центры. «Есть частники, у которых есть площадки, используемые как незаконные снегоотвалы. Выгрузка «Камаза» (10-12 кубометров снега) тут стоит около 500 рублей, это в разы ниже наших цен. В итоге экологические проблемы с «черными» снегоотвалами копятся, а тех, кто вывозит и складирует по такой незаконной схеме снег, никто не наказывает», — заявил Колпаков.
Существование проблемы с незаконными площадками для сваливания снежной массы подтверждает эколог, эксперт «Общероссийского народного фронта» Владимир Быков.
По его словам, такие снегоотвалы кроют в себе несколько проблем, как экологических, так и экономических.
«Во-первых, это опасность подтопления. Во-вторых, опасность попадания талых вод в грунтовые воды, в особенности, вблизи водоохранных зон, — комментирует Быков. — Помимо экологических проблем существуют и экономические: подтапливаются подвалы жилых частных и многоквартирных домов».
Контролеров много, но мало
Пресекать действия по незаконному складированию снега на не предназначенные для этих целей территории входит в обязанности нескольких муниципальных и региональных подструктур.
В муниципалитете этим занимаются инспекторы РАТИ (районных административно-технических инспекций). Они фиксируют нарушения в виде огромных сугробов снега и мусора, ищут собственника площадок, оформляют протоколы. Однако в абсолютном большинстве случаев они имеют дело с результатом правонарушения. То есть КАМАЗы со снегом, практически бесконтрольно курсирующие по городу, они не проверяют, и в засадах, естественно, не сидят.
Как сообщил корреспонденту РБК Новосибирск источник, близкий к департаменту природных ресурсов Новосибирской области, на данный момент экологический отдел мэрии занимается в основном обустройством легальных снежных отвалов. Контроль и пресечение работы «черных» снегоотвалов входит также в компетенцию природной прокуратуры региона, Роприроднадзора и Росреестра.
«Сотрудники ведомств стараются пресекать работу нелегальных отвалов, но людей мало, на каждый отвал не поставишь человека», — поведал источник. Председатель комиссии по городскому хозяйству, член комиссии по муниципальной собственности Игорь Кудин также считает, что пробовать ужесточать контроль за такими отвалами можно и нужно, а вот наладить жесткий системный контроль весьма сложно.
Мусор из снежной массы остается и после таяния снега. Поэтому весной на установленные места незаконных отвалов выезжают специальные комиссии для установления экологического ущерба. Как рассказал собеседник, если у участка есть собственник, то он вывозит мусор за свой счет. Если же земля муниципальная, то мусор вывозят за счет бюджета.
Преступление и наказание
Даже если виновный установлен, пойман на месте преступления, ему грозит штраф достаточно небольшого размера. Согласно ст. 82 КоАП, за несоблюдение экологических требований на физлицо налагается штраф от 1 до 2 тыс. руб.; на должностное лицо — от 10 до 30 тыс. руб.; на юрлица — от 100 до 250 тыс. руб.
Эколог Быков уверен, что российское законодательство вообще практически не регулирует деятельность снегоотвалов, как официальных, так и нелегальных. Поэтому он намерен добиваться внесения требований к размещению площадок для хранения снега и льда в федеральное законодательство об охране окружающей среды.
Выходит, что у города есть необходимость утилизировать снег и нет возможности строить муниципальные станции плавления полностью за свой счет. При этом существующие реалии работы с местами временного складирования снежной массы ставят под удар перспективы коммерческих заказов на станциях.
Председатель комиссии по городскому хозяйству, член комиссии по муниципальной собственности Игорь Кудин:
«Все определяет экономика. На Федосеева плавление кубометра снега стоит 153 рубля. При этом для города содержание легальных мест временного складирования снега стоят практически копейки, а вывоз снега обходится немногим дороже стоимости топлива для КАМАЗа. К вопросу увеличения количества снегоплавильных станций в Новосибирске надо подходить аккуратно, иначе мы будем искусственно стимулировать предприятия, чтобы они везли снег на дорогие станции, а не на дешевые снегоотвалы. Если говорить об экономии — проще компенсировать транспортное плечо, нежели стоимость подвоза и плавления снега на станциях. Я уверен, что город должен искать баланс, строить и экономически выгодные, цивилизованные снегоотвалы с соблюдением всех экологических норм»