Бизнес на свалке: где закопаны миллиарды
В Новосибирске набирают обороты «мусорные» конфликты. Первый — с Гусинобродской свалкой — вывоз мусора на нее с 3 августа запрещен, однако прекратить его город не может. Чиновники ответили на решение муниципалитета масштабной проверкой. Второй конфликт — не утихающие споры по поводу концессии мусороперерабатывающего завода.
«Мусорный ветер»
Проекты в сфере сбора и переработки твердых коммунальных отходов (ТКО) идут по всей России. Инициатива — из Москвы: реформа давно назрела, во многих регионах, как и в Новосибирске, нерешенность этого вопроса может довести миллионники до мусорного коллапса.
Мусорная реформа в России должна была быть готова к началу 2017 года: регионам предписали создать территориальную схему обращения с отходами, выбрать регионального оператора и установить новые тарифы на вывоз мусора для населения. Но большинство субъектов оказались неподготовленными к нужной дате.
Согласно данным общественной организации «Опора России», ежегодный оборот в сфере ЖКХ равняется 4,5 трлн руб. «Это деньги, которые граждане платят за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за вывоз мусора», — рассказал РБК представитель комиссии «Опоры России» по клининговой деятельности и обращению с отходами
Схема в Новосибирске была утверждена в сентябре прошлого года. «Новосибирскую область поделили на два кластера, — сообщила директор разработчика компании «Экооператор» Лариса Анисимова. - В четырех районах создадут полигоны для утилизации ТКО. Мусор из ряда близких к городу районов будет свозиться на два мусоросортировочных комплекса (МСК), которые построят под Новосибирском в рамках концессии с компанией «Экология-Новосибирск». На проектную мощность завод в Раздольном должен бы выйти в 2018 году, в Верх-Туле — в 2019 году. Инвестиции в проект 6,5 млрд руб. По словам замгендиректора «Экологии-Новосибирск» Максима Спирина, на заводе будет перерабатываться на вторсырье до 85% мусора.
Проблемы регионов — оперативность вывоза, утилизация опасных ТКО, заполненность свалок мусором, экологические опасности, — возгорание, запах, выбросы, загрязнение земли и воды. При этом во всем мире мусор является ценным и неисчерпаемым ресурсом для извлечения прибыли.
Платит за мусор тот, кто его создает. По законодательной модели, в тариф заложена плата за вывоз и утилизацию отходов, размер тарифа зависит от вредности ТКО. Эксперты считают, что в результате внедрения реформы стоимость тарифов за вывоз и утилизацию мусора для населения вырастет.
Замгендиректора компании «Экология-Новосибирск» по финансовой и инвестиционной политике Вера Салюкова поясняет, что сейчас меняются законы, а вслед за ними — суммы: «Не каждый способен сразу разобраться в сложностях расчета тарифов в сфере обращения с отходами. И это неудивительно, особенно сейчас, когда на глазах изменяются базовые ориентиры, используемые в таких расчетах».
У частных лиц мусором заведуют управляющие компании, которые заключают договор с компанией-оператором, который вывозит мусор и сдает его на утилизацию на свалку. В принципе, операторы могут сами извлекать прибыль из мусора путем сортировки вторсырья, некоторые этим занимаются. Однако эта модель не очень популярна, — всего в России на вторичную переработку отправляется 5-8%, остальное хранится на свалках.
Мусоровозы
Конкурентами муниципалов в борьбе за вывоз мусора являются около 160 больших и малых новосибирских компаний.
Согласно данным, опубликованным на сайте МУП «САХ», занимающегося вывозом мусора, в первом полугодии 2017 года стоимость по вывозу и утилизации 1 куб. м. ТКО с НДС равнялась 225,3 руб., контейнера объемом 0,6 куб. м. —135,2 руб. Цены у частных операторов примерно такие же, иногда даже ниже — при больших объемах стоимость вывоза контейнера 0,6 куб. м. составляет от 100 до 180 руб./шт.
По мнению самих участников рынка, начать свое дело в сфере вывоза мусора не составляет труда.
«В сферу вывоза мусора войти достаточно легко, но стать серьезным перевозчиком с параметрами, отвечающими требованиям законодательства и современным веяниям в данной сфере — намного сложнее, так как требуются и серьезные денежные влияния и понимание своей социальной ответственности за чистоту в городе», — рассказал РБК Новосибирск исполнительный директор компании «Арктика-Сити» Александр Волков.
По словам специалиста, рентабельность данного бизнеса зависит от экономического подхода. «Данный бизнес рентабелен. Не «золотые горы», но достаточно для того, чтобы быть привлекательным с точки зрения инвестирования в него», — прокомментировал Волков.
МУП «САХ» в общей системе вывоза отходов достается незавидная доля: по словам представителей МУПа, частники «выгребают» привлекательные плотно скомпонованные многоэтажки, дающие основную прибыль, оставляя МУПу частный сектор, далеко расположенные одиночные объекты. Даже при этом на сайте МУПа сообщается, что в 2015 году чистая прибыль организации составила почти 35,7 млн руб.
«По статье «Вывоз» у МУП «САХ» в последние годы идет большое падение, предприятие пользуется устаревшим оборудованием, — рассказал РБК Новосибирск Андрей Зыков, глава МУП «САХ». — Современные мусоровозы вывозят пластиковые контейнеры. МУП «САХ» их не вывозит. Соответственно, мы теряем всех клиентов, которые переходят на пластик. Но мы стали наверстывать упущенное: мы проводим конкурсы, закупаем новую технику», — рассказал Зыков.
Детали: Большая часть парка российских мусоровозов — недорогие машины стоимостью до миллиона рублей. Есть и более продвинутые мусоровозы, стоимость которых достигает 12 млн. рублей. Увеличить рентабельность этого бизнеса можно лишь за счет снижения транспортных издержек: уменьшить плечо или использовать пресс для увеличения вместимости мусоровоза.
Сортировка без стимулов
Эксперты отмечают, что мусоропереработка будет наиболее эффективной, если сортировку проводить на этапе сбора мусора, — так можно использовать повторно до 60-80% состава ТКО. Часть вторсырья теряет свои свойства при перемешивании мусорной массы в контейнере.
В некоторых районах Новосибирска стоят контейнеры для раздельного сбора мусора (пластик), однако, по словам самих игроков рынка, у горожан нет сформировавшейся культуры раздельного сбора мусора.
«В Австрии жители за вывоз бака с отсортированным мусором платят, к примеру, 5 евро. Однако, если окажется, что в стекле лежит металл, то стоимость вывоза мусора вырастет до 50 евро. Для того, чтобы люди научились сортировать мусор раздельно, надо прививать культуру со школы», — отметил гендиректор компании «Тайгер-Сибирь» Кирилл Ритерман.
Руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов считает, что нельзя рассматривать мусоропереработку в качестве прибыльного бизнеса, пока у людей существует альтернатива в качестве свалки, как дешевого способа решения проблемы. Для стимулирования раздельного сбора мусора от населения рассматриваются определенные схемы — введение льгот по оплате коммунальных услуг. Однако четкой и рабочей схемы в России до сих пор нет.
Детали: установка контейнера для определенного вида вторсырья согласовывается с УК и обычно проходит без сложностей. За счет сознательных граждан, контейнеры наполняются сырьем с довольно высоким процентом нужного типа ТКО. Минусы — вандализм населения, отсутствие экономических стимулов.
Маршруты мусора
Транспортные компании, вывозящие мусор, по сути, сами решают, что делать с отходами. Частные «мусорщики» в абсолютном большинстве везут мусор только на свалки. «На всех машинах стоит ГЛОНАСС и дежурный на компьютере видит, где машина находится и что делает. За вывал мусора в овраг — огромный штраф, если поймают, и, как правило, потом водителя «казнят». Так что это просто невыгодно, потому что въезд на свалку стоит не так дорого», — рассказал источник РБК в одной из компаний.
Несанкционированные свалки формирует частный сектор, «черный» вывоз крупногабаритного и строительного мусора. УК и ТСЖ нанимают частников для вывоза выброшенных рам, диванов, дверей и унитазов, частникам проще вывезти все это в ближайший овраг, нежели везти на полигон. Такая же схема при работе строительных бригад. Такие свалки по закону должны ликвидировать те, кто их создал. Но рядом с каждой свалкой поставить смотрителя нереально, и в результате проблема ложится на плечи администраций муниципальных образований.
Свалка: мир в себе
Задача свалки — компактно хранить мусор, минимизируя вредные последствия для окружающей среды. В идеале полигон должен иметь водонепроницаемое дно (скажем, залежи глины под ним) и защиту от ветра.
По словам Андрея Зыкова, главы МУП «САХ», Гусинобродский полигон разбит на карты. На одну карту свозят мусор около месяца, прокатывают мусор тяжелой техникой, после чего карта засыпается песком и землей, и переходят на другую. Предполагается, что после закрытия Гусинобродского мусорного полигона будет проведена двухэтапная рекультивация. Первый этап — технический — когда рассчитываются объемы изолирующего слоя, второй — биологический — когда поверх изолирующего слоя высаживают растительность. Рекультивация одного полигона оценивается от 1 до 1,5 млрд руб. Сейчас реализация этого проекта возможна лишь с помощью инвестиционной программы.
Стоимость утилизации одного куба мусора по тарифам МУП «САХ» составляет 42,16 руб. За 2015 год в МУП утилизировали 3,5 млн. кубометров мусора.
Еще одна возможность заработка для свалки — допуск на территорию полигона бригад, сортирующих мусор. Так, в МУП «САХ» заключены договоры с 11 организациями на сортировку ПЭТ бутылки, макулатуры и картона, стекла, металлолома, полиэтилена. «Это — возможность дополнительной выручки для нашего предприятия, а также уменьшение количества захороняемых отходов, — комментировал директор МУП «САХ» Андрей Зыков. — Сырье, отобранное на полигоне, низкого качества. На сортировке работает в среднем около 150 человек в месяц, зимой меньше, летом больше».
На данный момент на свалках сортируют пластик, стеклобой, металлы, автомобильные покрышки. Наиболее выгодный вид вторсырья — алюминиевая банка, наименее выгодный — стеклобой.
Один из источников РБК Новосибирск в «мусорном» бизнесе города сообщил, что по его данным, таких «сортировщиков» на свалках достаточно много.
«Рабочие сортируют бумагу, пластик и металл, и сдают их под чутким контролем. Например, если черный металл стоит 7 тысяч рублей за тонну, то у них принимают за 2 тысячи рублей; медь — 280 рублей, у них — за 100», — поделился источник.
По словам спикера, работники живут тут же, на свалке, в построенных домиках, либо арендуют жилье поблизости от полигонов. По словам еще одного источника, на Левобережном полигоне сортировку мусора осуществляют мигранты, в основном из Узбекистана: «Да с такой скоростью работают, что не уверен, сравнится ли с ней промышленный комплекс».
По мнению руководителя Центра экспертиз ЭКОМ, Александра Карпова, объемы отходов, направляемые на мусорные полигоны, объемы «серой» сортировки и связанные с этим деньги весьма велики. Такой бизнес находится в глубокой тени мусорных полигонов. По мнению источника РБК Новосибирск, строительство мусоросортировочного комплекса несет опасность для этого «мусорного» бизнеса и лишение финансовых потоков, отсюда можно предположить лоббирование определенной группой лиц затягивания проекта по строительству МСК.
Спикер добавил, что даже закрытие Гусинобродской свалки в перспективе не мешает сортировать мусор на ней еще длительное время. «В связи с этим мне представляется странным строить МСК в Раздольном. Почему бы его не поставить на самой свалке? Днем бы сортировал «свежий» мусор, а ночью — старый. Вот и решен вопрос с загрузкой. А проблему с нахождением в черте города вполне можно решить довольно просто — перезонировать территорию, вывести ее за черту города»