Налоговая назвала новые меры работы с потенциальными банкротами
По данным Единого федреестра сведений о банкротстве, в прошлом году в России обанкротились 12,5 тыс. юрлиц и они вернули только 3,2% от суммы требований кредиторов.
По мнению старшего юриста ООО «Сибирская Юридическая Компания» Владимира Елизарова, низкая эффективность процедур банкротства связана в основном с неэффективностью законодательного регулирования института банкротства в целом, а также с «криминальным мышлением» большинства представителей бизнеса «Общие нормы о субсидиарной ответственности, а также об уголовной ответственности руководителей и собственников бизнеса в связи с доведением предприятием до банкротства на практике практически не работают», — отмечает Елизаров.
Корреспондент РБК Новосибирск запросил у УФНС по НСО статистику по банкротным делам в Новосибирске.
По данным УФНС, по состоянию на начало года налоговые органы сопровождали 1128 дел о банкротстве юридических и физических лиц (наблюдение – 126, финансовое оздоровление – 3, внешнее управление – 5, конкурсное производство – 521, реструктуризация долгов гражданина – 145, реализация имущества гражданина — 328) с общей суммой задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед РФ в размере 9,1 млрд рублей.
На начало года налоговыми органами региона направлено в правоохранительные органы 4 заявления о наличии в действиях руководителей должников признаков преступлений, предусмотренных ст. 196 УК РФ (преднамеренное и фиктвное банкротство), из них лишь по одному заявлению уголовное дело возбуждено, по одному заявлению в возбуждении уголовного дела отказано, два заявления находятся на рассмотрении.
Банкротят много, возбуждают мало
«Успешная борьба с фиктивными банкротствами сегодня затруднена по различным причинам, в том числе в связи с конструкцией состава данного преступления, — комментирует заместитель руководителя УФНС по новосибирской области Андрей Снегирев. — Так, доказательство фиктивного банкротства — наличие возможности погашения требований кредиторов — возникает в случае выявления конкурсным управляющим имущества должника, достаточного для погашения кредиторской задолженности, его реализации и погашения кредиторской задолженности, что исключает причинение крупного ущерба»
В нынешнем законодательстве есть процедура, которая по идее должна приводить к возбуждению уголовного дела в случае недобросовестности компании или физлица, находящегося в процедуре банкротства, — проверка арбитражными управляющими по признакам преднамеренного и фиктивного банкротства.
«Текущего законодательства в этой части достаточно, но применители его почему-то боятся или не знают, как его в полном объеме применять. Это и влияет на то, что фактически банкротство преднамеренное, а уголовных дел на эту тему нет», — прокомментировал управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров.
«Зачастую арбитражными управляющими готовятся шаблонные документы, которые не содержат в себе результата тщательного анализа. Как мне кажется, такая проверка должна осуществляться не налоговым органом — налоговая в делах о банкротстве зачастую является кредитором, то есть заинтересованным лицом, действующим исключительно в интересах государства», — рассказал Елизаров.
В начале мая сообщалось, что Счетная палата предложила наделить налоговиков функцией проверки должников на фиктивность банкротства. Ведомство тревожат крупные списания долгов.
В УФНС России по НСО корреспонденту РБК Новосибирск сообщили, что официально такая информация до представителей ведомства не доводилась. «Считаем, что наделение ФНС России указанными полномочиями возможно только при внесении изменений в законодательство о банкротстве, — комментирует Снегирев. — Со своей стороны, даже при наличии подготовленного арбитражным управляющим заключения об отсутствии признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства налоговый орган наделен полномочиями по обращению в правоохранительные органы с заявлением о наличии в действиях руководителя должника признаков преступления, предусмотренного статьями 196 и 197 УК РФ.
Не бороться, а упреждать
При процедурах банкротства, пожалуй, самым распространенным кредитором является налоговая. Корреспонденту РБК Новосибирск в ведомстве пояснили, что в марте текущего года прошло совещание, на котором повышение эффективности процедур банкротства, поступление денежных средств от каждой процедуры обозначены как приоритетное направление для ФНС на текущий год.
Улучшать результаты ФНС России планирует внедрением «проектного подхода», согласно которому работа с должниками начинается не с возбуждения дела о банкротстве. За основу берется оценка платежеспособности налогоплательщика в рамках предпроверочного анализа на стадии планирования выездной налоговой проверки. Цель анализа — установление имущества, достаточного для взыскания доначисленных сумм, а при его отсутствии — определение конечного выгодоприобретателя.
«Проектный подход» предполагает активную индивидуальную работу по каждому должнику на этапе выявления первых признаков неплатежеспособности, — поясняет Снегирев. — Это должно стимулировать его к погашению задолженности, либо обеспечить неотвратимость наказания для реального бенефициара»
За последние два года законодательство о банкротстве существенно изменилось в сторону расширения прав кредитора. Налоговая, как кредитор и уполномоченный орган, обладает значительными возможностями и полномочиями в деле о банкротстве. В качестве основных инструментов взыскания назову активную работу с должниками на стадии инициирования банкротства; привлечение к административной ответственности руководителей за неисполнение обязанности по обращению в арбитраж с заявлением о признании банкротом; при повторном нарушении в качестве санкции предусмотрена дисквалификация, взыскание задолженности с зависимых и аффилированных лиц по ст. 45 НК РФ; привлечение лиц, контролирующих должника, к субсидиарной ответственности в порядке ст. 10 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», привлечение к уголовной ответственности.