Перейти к основному контенту
Новосибирск ,  
0 

Новосибирская область как бренд: что делать для развития экспорта

Совет по развитию экспортной деятельности пройдет в Новосибирске 16 ноября. О том, что экспортируется из региона и кому это нужно, в экспертном интервью РБК Новосибирск

Эксперт: управляющий компании «ВЭД Агент» — стратегического партнера СЭФ-2016 Александр Дегтярев.

— На первом заседании Совета планируется обсудить цели и задачи внедрения Регионального экспортного стандарта. Что это такое, зачем и кому он нужен?

— Это некое задание региональным властям со стороны федерального правительства понять свой экспортный потенциал и сформировать политику в области его поддержки и реализации. Помимо исполнительной власти региона, этот стандарт дает понимание бизнесу, какие отрасли экономики могут получить поддержку со стороны власти и что, по мнению региональной власти, обладает перспективой развития в конкретном регионе.

— Что сейчас происходит с экспортом в нашем регионе?

— Экспортеров в общем-то не так много, а денежноемких совсем единицы: авиакомпания «Сибирь», «НЗХК», «ВПК-Ойл», «Эпм-Новэз», «Салек» (уголь). В Сибири вообще не так много компаний, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, однако при этом наибольшее количество из них базируется именно в Новосибирске.

— Почему так происходит?

— С точки зрения несырьевого экспорта внешнеэкономическая деятельность в Сибири не столь прибыльна. У нас не так много конкурентных товаров, с которыми можно выходить на зарубежные рынки с уверенностью в их успехе. Исключения на сегодняшний день составляют сельскохозяйственные продукты, в частности из Алтайского края. Бытует мнение, что китайские потребители готовы платить за экологически чистую продукцию, которая в среднем стоит дороже обычной. Отчасти это правдивое рассуждение, но и здесь кроется множество нюансов. Например, в Китай поставлять качественную муку готовы не только из Сибири, но и из других стран. Рынок оказывается гораздо более насыщенным, чем его себе представляют сибирские предприниматели.

— Какие сегменты являются основными драйверами роста на экспортном рынке Сибири?

— Если не рассматривать сырьевые товары, которые экспортируются государственными корпорациями или крупным бизнесом, то на первом месте по объемам стоит древесина, и все, что с ней связано. Экспорт древесины не требует больших вложений, можно обойтись малыми инвестициями в производство и не прогореть на рынке. Динамично развивается экспорт продуктов питания, подстраиваясь под требования азиатских потребителей — здесь мы можем наблюдать рос в десятки раз по сравнению с 2013 и 2014 годами, но это во многом объясняется очень низкой базой.

Если разнести понятия объема финансовых операций и количества игроков, то в Сибири несколько десятков компаний занимают до 80% денежного оборота ВЭД. В частности, в Новосибирской области,Авиакомпания «Сибирь» может закупать самолеты на сотни миллионов долларов США, «Сибирский антрацит» и «НЗХК» экспортируют на десятки миллионов долларов, создавая все вместе тот самый объем всего экспортного рынка в Новосибирской области. В Омской области одна только компания «Газпромнефть» занимает почти 95% всего внешнеторгового оборота ВЭД в регионе, все остальные компании составляют оставшиеся 5% рынка. Кузбасс также понятен — десяток крупнейших угольных и металлургических компаний составляют те же 90% ВЭД региона.

— Что на ваш взгляд нужно сделать, чтобы экспорт из Новосибирской области рос?

— На совете будет рассматриваться ресурсное обеспечение системы поддержки экспорта. Прежде всего, это различные финансовые инструменты поддержки продвижения экспортной продукции на внешние рынки, возможно, субсидирование процентных ставок по кредитам экспортно-ориентированных производственных компаний, субсидирование экспортных перевозок. Это то, что предстоит еще разработать в Новосибирской области. В целом, это закрепление в бюджете региона финансовой поддержки экспорта.

Развитию производственных мощностей могло бы поспособствовать внедрение на территории НСО особой экономической зоны (ОЭЗ).

Новосибирск обладает практически уникальным месторасположением с логистической точки зрения, и город все больше используется в качестве крупного перевалочного хаба, в том числе для туристических целей. Но все это, на мой взгляд, не может заработать на полную мощность без внедрения на территории региона режима особой экономической зоны.

В то же время территория опережающего развития на базе Маслянинского, Черепановского и Сузунского районов, на мой взгляд, не дадут серьезного эффекта для экономики региона. Взять тот же промышленно-логистический парк, который реализует ряд успешных проектов, но лишь в половину своего потенциала. При этом, он хорошо подходит в качестве основы для создания на его площадке промышленно-производственная особой экономической зоны, а технопарк новосибирского Академгородка — для создания технико-внедренческой ОЭЗ.

— Что дает статус особой экономической зоны?

— При желании организовать свое производство на территории ПЛП резиденты должны оплатить все пошлины на ввозимое оборудование, что частично наносит удар по бюджету компании. В том же Татарстане резидентов освободили от уплаты таможенных платежей, и сэкономленные средства идут на развитие производства. Именно поэтому в таких экономических зонах нет нужды в резидентах, они сами хотят там размещаться. При рассмотрении места дислокации своего производства компания выберет скорее дальний Восток, в который сейчас активно инвестирует Федеральный Центр, или Подмосковье, где также расположены особые экономические зоны, нежели Новосибирскую область.


— Также на совете планируют обсудить создание и продвижение региональных брендов. Какие бренды имеются в виду?

— Это не новые бренды конкретных компаний — это объединение под единым «зонтом» той продукции, которая может быть характерна для конкретного региона. То, что обладает или может обладать конкурентным преимуществом по сравнению с другими регионами. Региональные бренды это то, что позволит компаниям, чья продукция будет соответствовать позиционированию бренда, уменьшить расходы на продвижение своей продукции на внешние рынки, создать синергетический эффект для таких товаров.

Если Алтайский край, например, будет продвигать себя как туристический кластер — «русскую Швейцарию», как уникальное место производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, так, чтобы в других странах знали, что все что родом из Алтая — это экологично, натурально и качественно, то такая продукция должна стоить дороже. Тогда можно легче нивелировать то удорожание стоимости товара на логистику, которое есть у алтайской продукции, так как выход на крупные рынки происходит через морские порты РФ и Прибалтики.

Конкуренцию можно перевести из ценовой области в конкуренцию восприятия бренда. Поэтому покупатель не будет задавать вопрос, почему он должен платить за алтайскую продукцию больше, чем, например, за украинскую или товары из других регионов России, близких к морским портам, где логистика гораздо дешевле.

Примером хорошего регионального или странового бренда может быть швейцарский сыр или шоколад, японские автомобили, немецкая техника и другие — все это, как правило, стоит дороже, чем у конкурентов, но потребитель готов платить за тот самый бренд. Возвращаясь к нашему региону, думаю, что в области сельскохозяйственной продукции, продуктов питания можно создавать общесибирский бренд — MADE IN SIBERIA или FROM SIBERIA. То же мороженное подаренное нашим президентом председателю КНР было родом из Новосибирска — и это, я думаю, не случайно. Это знак качества.
 

— Новосибирская область вошла в число «пилотных» регионов для внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности. Этот стандарт уже существует?

— В Новосибирске еще его нет. В Сибири его разрабатывают только в Красноярском крае.

Презентация экспортного стандарта состоялась в рамках сессии «Рейтинг регионов — экспортная инициатива» ПМЭФ-2017. Стандарт закрепляет комплекс мер, при помощи которых власти региона смогут простимулировать экспортную деятельность, сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта. На первом этапе будет проведена апробация на пилотных субъектах РФ, в число которых вошла и Новосибирская область. Процесс «пилотирования» займет около полугода — с 1 июля по 30 ноября 2017 года. Актуализированный документ будет вынесен на общественное обсуждение и с апреля 2018 года будет внедряться повсеместно. На каждом этапе внедрения Стандарта со стороны РЭЦ будет оказываться как методологическая, так и проектная поддержка.

«Звезды» Сибирского экономического форума-2017 по вопросам экспорта в Китай и страны Азии
Сергей Лебедев, руководитель РЭЦ в КНР, имеет огромный опыт на китайском рынке, расскажет о перспективных нишах для сибирских компаний.
Альберт Крисской, знаменитый в Китае среди русскоязычных предпринимателей PAPAHUHU, о нюансах потребления в Китае
— Китайские бизнесмены от первого лица расскажут о предпочтениях китайских потребителей.

— Что даст участие в Сибирском экономическом форуме новосибирским предпринимателям?

— Основной линией, которой придерживаются организаторы форума, является практический аспект. Эксперты из Азии расскажут, каким они видят ведение бизнеса с российскими компаниями, об особенностях сотрудничества, требованиях, предъявляемым к товарам в Азии, об ожиданиях азиатских компаний к российским производителям. Прежде, чем выходить с товаром на рынок Азии, необходимо понимать его востребованность на рынке. Форум способствует не только налаживанию связей между российскими и азиатскими компаниями, но и помогает начинающим предпринимателям определиться с планируемыми направлениями

Мне часто приходится рассказывать о случаях подписания договоров на поставку продукции прямо на форуме. Бывает, что о конкретных решениях после переговоров что мы узнаем об этом прямо в те два дня, что проходит форум. Чаще компании знакомятся на Бирже контактов и продолжают общение позже. Для многих полученная информация от иностранных спикеров на конференции становится руководством к действию: участник прошлого форума понял, что в Китае нуждаются в его продукции, но только в модернизированном виде. Он закупил оборудование, выпустил новую линейку продукции и получил дополнительных клиентов в лице китайских потребителей.

СЭФ-2017. Сибирский экономический форум «Россия и Большая Азия. Импорт, экспорт, инвестиции. Отраслевые решения для малого и среднего бизнеса при работе с Китаем, Индией, Японией, Республикой Корея, Вьетнамом, Таиландом, Монголией» проводится в ежегодном формате для реализации проектов между российскими и азиатскими компаниями. В этом году СЭФ-2017 состоится уже в четвертый раз и пройдет 16-17 ноября на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр».

16 ноября в рамках СЭФ-2017 состоится Совет по развитию экспортной деятельности на территории Новосибирской области. К участию приглашаются все заинтересованные предприниматели региона. Подробности SEFORUM.BIZ

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Новосибирск
НХЛ одобрила переезд одного их худших клубов лиги в новый город Спорт, 09:08
МТС Банк объявил ценовой диапазон IPO Инвестиции, 09:05
Россия стала поставлять больше товаров в Африку, чем в обе Америки Экономика, 09:00
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить Pro, 08:59
Двух летчиков упавшего в Ставрополье Ту-22М3 доставили в больницы Общество, 08:45
Дедолларизация на паузе: почему центробанки покупают доллары, а не юани Pro, 08:36
Шойгу посетил выпускающий танки омский завод Политика, 08:33
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
На Запорожской АЭС назвали атаки дронов угрозой ядерной безопасности Политика, 08:23
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 08:19
В Новосибирске вырастут штрафы за нарушение пожарной безопасности Новосибирск, 08:17 
Кольцо сжимается сильнее: как Евросоюз осложнил перевозку грузов в Россию Pro, 08:13
Россиянин Никита Кучеров стал лучшим бомбардиром сезона в НХЛ Спорт, 08:06
Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным Бизнес, 08:00
Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье Политика, 07:47