Новосибирские банки получили доступ к данным ПФР
Недавно заместитель председателя ЦБ РФ Скоробогатова сообщила, что к пенсионным счетам заемщиков получили доступ все банки. В работу эту схему взяли пока не все.
По словам начальника отдела риск-технологий «Райффайзенбанка» Сергея Кацко, на сегодняшний день запрос выписки из ПФР в электронном виде доступен ограниченному числу граждан, только тем кто зарегистрирован на портале предоставления государственных услуг. «По мере проникновения сервиса предоставления госуслуг в электронном виде, популярность механизма будет только возрастать, — уверен Кацко. — Однако пока традиционный процесс кредитования населения: предоставление копий трудовой книжки и справки о доходах, — все ещё продолжит существовать определенное время. Ожидать, что новая услуга сразу же заменит существующую модель кредитования, не стоит»
В ближайшее время схема будет работать через sms-сервисы, посредством них заемщик дает согласие на получение данных из ПФР. В перспективе банки смогут не запрашивать справки 2-НДФЛ, функцию подтверждения доходов и будут выполнять выписки из ПФР.
По словам Кецко, банки заинтересованы в новом механизме подтверждения занятости и дохода заемщика, и «Райффазенбанк» не является исключением из правил, и также планирует подключиться к новому сервису. «С точки зрения заемщика сервис не является чем-то новым, механизм аналогичен подтверждению платежной операции по карте с помощью sms, например, во время покупок через интернет, — комментирует Кецко. — Механизм функционирует достаточно давно и успел зарекомендовать себя как надежный и удобный способ обезопасить и подтвердить операцию. Поэтому мы считаем, что способ подтверждения операции на право запроса выписки из ПФР по sms, будет пользоваться спросом у клиентов». В числе категорий заемщиков, кто оценит сервис — занятые клиенты, которые не хотят тратить время на хождение по бухгалтериям и отделам кадров, и люди, хорошо знакомые с интернет-сервисами.
Есть и подводные камни, например, тот факт, что данные в системе ПФР обновляются недостаточно оперативно, — с задержкой в 1-3 месяца. «Человек может быть уже уволен, или другие произошли другие обстоятельства жизни (переезд в другой город), а данные не актуализированы, так как ситуация меняется каждый день», — комментирует старший вице-президент- управляющей филиалом банка «Открытие» в Новосибирске Ирина Демчук.