Новосибирский губернатор повысил тарифы ЖКХ на 15%
Городецкий подписал постановление (есть у РБК Новосибирск) о повышении тарифов ЖКХ в регионе 16 декабря. Постановление вступает в силу 1 января следующего года, а тарифы вырастут с 1 июля. Согласно приложению к документу, размер роста тарифов — разный для каждого муниципального образования. Так, в Новосибирске холодная вода вырастет в цене на 20%, горячая — на 15,9%, отопление — на 14,9%, электроснабжение — на 2,9%, газ — на 3,9%. В городах Бердск, Обь и Краснообск проиндексируют каждую услугу ЖКХ не более чем на 4%. Средний рост тарифов — 15%.
Вчера, 19 декабря, Владимир Городецкий назвал свое решение непопулярным, но правильным, обоснованным и экономически целесообразным. По его данным, в первом квартале следующего года будут разработаны дополнительные меры социальной поддержки.
Правительство России в постановлении №2464-р установило максимальную индексацию тарифов для Новосибирской области в 4%. При повышении цен за услуги ЖКХ более чем на предельную величину региональное правительство согласовывало решение о повышении тарифов с депутатским корпусом в крупных населенных пунктах области.
Причины и следствия
Чиновники и представители профильных организаций называют несколько причин повышения тарифов ЖКХ. Главная — высокая изношенность сети ЖКХ. Кроме повышения тарифов, других источников ремонта сети у региональных властей и «Сибэко» нет.
По словам руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьярова, в регионе тариф на тепловую энергию ниже среднероссийского — во втором полугодии он составит 1361 рубль за Гкал при 1893 рублей в России. Повышение тарифов в последние годы тормозилось — они поднимались на величину меньше уровня инфляции. Среднегодовое снижение полезного отпуска тепла и воды возникло из-за снижения потребления этих ресурсов в связи с массовой установкой счетчиков и повышенной температурой зимой. Это привело к выпадающим доходам компаний. Другие причины — увеличение налоговых ставок и увеличение расходов по аренде имущества.
В свою очередь мэр Новосибирска Анатолий Локоть на заседании координационного совета 7 декабря настаивал, что при повышении необходимо предъявить план расходования средств. «Весь город должен увидеть подробный план, на что пойдет каждый рубль нового тарифа. Мы должны знать, сколько новых трубопроводов и теплосетей будет построено, что будет обновлено и подвергнуто реконструкции», — говорил Локоть.
Асмодьяров и Городецкий обещали жесткий контроль над получаемыми финансовыми ресурсами. «Это не только исполнение в части освоения средств на ремонт сетей, но и контроль на этапе закупки оборудования, проведения каждого вида работ, а также будет отслеживаться обоснование цен закупки», — обещал Асмодьяров.
Кто виноват и что делать
Несколько общественных и политических деятелей Новосибирска раскритиковал саму инициативу и методы ее воплощения. Так, 16 декабря председатель горсовета Новосибирска Дмитрий Асанцев обратился к Городецкому с открытым письмом, в котором попросил не принимать решение о повышении тарифов. По словам Асанцева, повышение тарифов может привести «к наступлению неблагоприятных последствий» и «социальной нестабильности в городе Новосибирске».
Мотивация и обоснование повышения тарифов подвергаются жесткой критике. Бывший вице-губернатор Виктор Козодой считает, что «власти продемонстрировали цинизм и лицемерие». «Установили счетчики, стали платить меньше. Зимы стали теплее, и из-за этого любимые им [Асмодемьяровым, — РБК] монополисты не получили запланированные ими же доходы. Поэтому мы теперь, должны заплатить еще и за эти выпадающие доходы», — говорит Козодой.
Активист ОНФ Константин Антонов уверен, что есть и другие способы отремонтировать изношенные теплосети — привлечь средства из фондов, бюджета, внебюджетных источников, найти резервы за счет кредитных средств и сокращения собственных расходов ресурсоснабжающими организациями. Независимый депутат горсовета Наталья Пинус указывает, что Федеральный фонд содействия ЖКХ финансирует подобные программы и что в этом фонде имеются средства: «Мэру было направлено письмо с вопросом о том, что было предпринято для поиска иных источников финансирования модернизации сетей, принадлежащих муниципалитету».
Депутатов интересует реальное состояние сетей. «Из 1500 км трасс, которые обслуживаются «Сибэко», 1200 км принадлежат муниципалитету и находятся у «Сибэко» в аренде. Мэру адресован вопрос о состоянии этих трасс, их бухгалтерском и физическом износе с просьбой предоставления подтверждающих документов. Дело в том, что в публичном пространстве называются слишком уж разные цифры в отношении этого износа», — указывает Пинус.
Давайте проверим «Сибэко»
На сессии горсовета Новосибирска депутаты заявили, что информация от «Сибэко» недостаточно прозрачна. По мнению депутата Алексея Александрова, в прошлые годы профильному комитету не дали разобраться с имеющимся завышением тарифов на 30%, потому что в тариф входит и зарплата, размер которой в «Сибэко» является коммерческой тайной. Зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заксобрания Новосибирской области Олег Сметанин говорил, что попытки проверок «Сибэко» ни к чему не привели. «Компания — частная собственность. Нам никто не сказал, сколько на самом деле расходуется на содержание тепловых сетей, а ведь именно на это будут направляться средства, заложенные в повышенные тарифы», — сетовал Сметанин.
В пресс-службе «Сибэко» на запрос РБК Новосибирск так прокомментировали существующие механизмы контроля: «Все законные возможности соответствующих проверок давно определены и осуществляются прокуратурой, профильными департаментами области и города, общественным советом ежегодно на регулярной основе в отношении энергокомпании в рамках предоставленных законодательством полномочий. Перечень мероприятий, на которые будут расходоваться средства, будет реализовываться в рамках утвержденной инвестиционной программы. На ежеквартальной основе будет контролироваться ход исполнения всех запланированных работ как в части эффективного освоения денежных средств, так и в части закупки необходимого оборудования».
Наталья Пинус говорит, что у нее к «Сибэко» вопросов по существу нет: «Это коммерческая структура. Она может иметь какие угодно аппетиты и имеет полное право на что угодно тратить деньги. На то есть Департамент по тарифам, задача которого вычеркивать лишние, не относящиеся к предмету строчки затрат, которые предлагаются к включению в тариф. Поэтому вопрос только к Департаменту по тарифам, какие из затрат они включают в наш тариф? Кстати, свою прибыль «Сибэко» на модернизацию сетей тратить не обязано», — напоминает депутат.
Еще не конец
Пинус считает, что разговор о тарифах не окончен. Так, 24 декабря в Новосибирске пройдет митинг против повышения тарифов. В связи с переносом его из центра города, где его хотела провести инициативная группа, к памятнику Александру III на Анатолия Локтя даже подали иск в суд. Одного из организаторов акции Виктора Козодоя представители КПРФ раскритиковали за «раскачивание социальной лодки и подготовку революции». Прокуратура проводит проверку обоснованности резкого повышения тарифов, о результатах которой отчитается в январе.
В региональном УФАС на запрос РБК Новосибирск ответили, что к ним заявления о нарушении антимонопольного законодательства путем повышения тарифов «Сибэко» не поступали. Даже если жалобы от граждан поступят, рассматривать их не будут. «Согласно положению о департаменте по тарифам Новосибирской область, последний является областным исполнительным органом государственной власти, к полномочиям которого относятся вопросы установления подлежащих государственному регулированию тарифов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. В связи с этим обращения граждан о повышении тарифов в 2017 году перенаправляются для рассмотрения в департамент», — сказано в ответе на запрос.
Обращения о повышении тарифов могут быть направлены в антимонопольную службу не только в отношении «Сибэко». Согласно постановлению правительства России от 28.10.2016 № 1098, были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов: ФАС имеет полномочия выдавать руководителю региона обязательное для исполнения предписание за превышение предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги. Такое предупреждение должно быть исполнено в течение 15 рабочих дней.