Ректор НГУЭУ: нужно готовить инженеров бизнеса, понимающих его работу
— Александр Владимирович, складывается ощущение, что у нас высшее образование имеют все или почти все. Это хорошо?
— Если спросить, сколько знакомых не имеют высшего образования, то, может быть, вспомнят людей старшего возраста. Реально в стране около 35% людей имеют высшее образование. Среди людей активного трудоспособного возраста таких значительно больше, потому что с начала девяностых, когда Россия вступила на путь капитализма, началось активное формирование частных вузов. Именно тогда появилось массовое стремление получить высшее образование, которое стало доступным для большинства домохозяйств.
— Как это отразилось на качестве высшего образования?
— Плохо. Я окончил физико-математическую школу (ФМШ) при НГУ — понятно, что все выпускники ФМШ получили высшее образование. До этого девять лет я учился в сельской школе. В то время, если из 25 человек в сельской школе пять поступали в ВУЗ — это считалось хорошо. В городских школах показатель был выше, но далеко не сто процентов. В ВУЗах было сложно учиться — тогда не боялись отчислять студентов. Сейчас ситуация изменилась, среди студентов велика доля учащихся на коммерческой основе. Часть из них не имеют мотивации к учебе, а вузы не хотят терять доходы от коммерческих студентов. Плюс образуется очень высокая нагрузка на преподавателей — от этого страдает качество образования.
— Получается, что в результате «массовости» высшего образования произошла его девальвация?
— Как сказать «девальвация»… В советскую эпоху, если человек имел высшее образование — это звучало гордо. Сейчас это — обычно. Некоторым из студентов я говорю: «Хорошо, вы окончили ВУЗ. Теперь вы должны как-то выделиться в конкурентной среде: например, окончить магистратуру — сейчас мы видим возрастающий интерес к ней, — или получить ученую степень кандидата или доктора наук, тогда точно выделитесь».
В Москве очень ценится наличие ученой степени. Некоторые из моих учеников, которых приглашали на работу в столицу, специально не уезжали, пока не становились кандидатами наук.
— Какой процент студентов после ВУЗа поступают в магистратуру?
— Из ста бакалавров 30% должны поступать в магистратуру, по факту в магистратуру идет только каждый пятый. Но этот показатель растет.
Хорошо, если из числа поступивших в аспирантуру хотя бы каждый пятый станет кандидатом наук. Большая часть заканчивает ее без степени, получая на выходе диплом, который не дает никаких преимуществ. В последнее время стремление получить кандидатскую степень тоже возросло.
— В каких сферах работодателей интересуют ученые степени?
—Во многих. Когда большая часть трудоспособного населения имеет высшее образование — у работодателя стоит вопрос выбора адекватных специалистов. Чем выше уровень кандидатов — магистр, кандидат наук — тем больше шансов, что он обладает дополнительными способностями и компетенциями.
— Говорят, что в России не хватает «технарей» на фоне переизбытка юристов, экономистов, менеджеров.
— Это философская проблема. В России доминирует технократическое мышление. Считается, что люди, имеющие техническое образование, лучше подготовлены, умеют управлять и знают, как это делать. Отсюда и все призывы поступать в ВУЗы на инженерные специальности, так как у нас не хватает инженеров.
В России не хватает людей, которые смогли бы организовать работу нескольких инженеров, которые бы наладили современную техническую систему. Поэтому я считаю, что нужно готовить инженеров бизнеса, понимающих его работу.
Обидно, что экономистов ругают. Люди видят, что в России, к сожалению, большая часть населения занята в торговле. И образ экономиста — это менеджер по продажам. Но если спросить у менеджеров по продажам, какое у них образование, получим широкий «спектр» образований. Причем порой — это очень дорогостоящее техническое образование. Однако человек пошел в сферу продаж, не имея ни достаточного количества знаний, ни исторического «торгового» опыта, характерного, к примеру, для Востока.
Чтобы организовать бизнес, нужны специальные знания и предпринимательский талант. Не все люди могут быть предпринимателями, но все, кто ступил на этот путь, должны понимать, как устроены бизнес-процессы. Поэтому и требуются подготовленные, понимающие основы экономики специалисты.
— Сейчас многие, получив профессию на бюджетном отделении, идут работать не по специальности. Как изменить эту картину?
— Есть опыт СССР — когда молодой специалист, отучившийся за счет государства, после окончания ВУЗа работал несколько лет там, куда его государство направляло. Если он работал по направлению предприятия, то он возвращался на предприятие и работал там несколько лет. Кстати, этот же механизм помогал заселять труднодоступные районы. Многие учителя, которых направляли в село, там и оставались.
Получается в высшей степени расточительство, когда государство, оплатив обучение специалиста, ничего не требует взамен и не обеспечивает его работой, поэтому этот специалист работает менеджером по продажам. Значит, государство является таким богатым, что может позволить работать там, где специалисту хочется, а не там, где нужно государству.
— Сейчас количество студентов растет?
— Влияет демография, свою лепту внесло и строительство капитализма — в конце 90-х гг. была очень низкая рождаемость. Тогда же был первый в новой истории России экономический кризис. Все это повлияло на рождаемость.
Мы сейчас находимся на дне этого демографического кризиса: «самое дно» было в прошлом году, в этом — появились небольшие изменения. Например, в школах стало формироваться очень много первых классов, стало больше средних классов. Через несколько лет ситуация станет такой же, как в 2007 году, когда ВУЗы могли ничего не делать для привлечения абитуриентов, так как их было очень много. Сейчас ВУЗы находятся в конкурентной борьбе за абитуриентов.
— Как абитуриенту выбрать ВУЗ, чтобы впоследствии быть востребованным?
— Не все могут платить по 100 тыс. в год за обучение ребенка. Многие родители хотят получить любое бюджетное место, а потом пристроить ребенка «куда-нибудь».
Я бы посмотрел, что в ВУЗе происходит, какие есть подходы в образовании, как формируется ВУЗовская среда. Я окончил НГУ, там все были умными, тех, кто не справлялся, безжалостно отчисляли. Сегодня, при встрече с человеком, закончившим тот же ВУЗ, что и я, к нему априори высока степень доверия.
В ВУЗе надо создавать среду, где бы люди общались; чтобы у абитуриентов складывалось понимание, что они и их однокурсники станут успешными людьми.
На сайтах ВУЗов есть списки преподавателей, где можно узнать информацию о них. Многие из них, к сожалению, не имеют жизненного опыта — это не их вина: они отучились, работали ассистентами, защитили диссертацию и так и работают до глубокой старости. Мы полтора года назад обновили преподавательский состав, пригласив практиков из бизнеса и органов госуправления. Это позволило вузу придать динамизм.
— Как Вы думаете, почему одни студенты добиваются успехов в профессии, а другие — нет?
— Раньше было представление, что можно пройти карьерный путь от рабочего на заводе до руководителя. Кому-то это удалось, большинство так и осталось на низших ступенях. Многих устраивает невысокая зарплата, но зато спокойная работа—это комфортно.
Своим студентам я часто говорю: в жизни нужно реализовать два момента. Первое — найти хорошего руководителя или влиться в команду для успешного старта в жизни. Второе — удачно жениться или выйти замуж, чтобы в семье поддерживали ваши устремления.