Лента новостей
Все новости Новосибирск
Минфин прокомментировал сохранение рейтинга России на уровне ВВВ- Экономика, 00:50 Fitch спрогнозировало устойчивость России к новым санкциям Экономика, 00:35 СМИ сообщили о ранении четырех полицейских при стрельбе в Иллинойсе Общество, 00:26 СМИ узнали о предложении России для Barclays на $641 млн в разгар кризиса Бизнес, 00:16 СК возбудил дело по факту гибели военнослужащего под Воронежем Общество, 00:09 Глава ПФР анонсировал новые ограничения для обналичивания маткапитала Экономика, 15 фев, 23:47 Лидер сборной России по биатлону объяснил промахи неготовностью стрелять Спорт, 15 фев, 23:08 Нурмагомедов выплатил штраф за потасовку с Макгрегором после боя Общество, 15 фев, 23:04 Трамп уведомил конгресс о введении режима чрезвычайного положения Политика, 15 фев, 22:53 Пенс сравнил власти Ирана с режимом нацистов Политика, 15 фев, 22:47 Умер бывший вице-спикер Госдумы Михаил Юрьев Общество, 15 фев, 22:41 Путину доложили о деле против основателя Baring Vostok Общество, 15 фев, 22:27 РФС подал заявку на проведение финала Лиги чемпионов в Санкт-Петербурге Спорт, 15 фев, 22:26 «Роскосмос» решил продолжить попытки связаться с телескопом «Спектр-Р» Технологии и медиа, 15 фев, 22:04
Новосибирск ,  
0 
Вопрос недели: как избавиться от коррупции в системе образования?
Доцент кафедры «Высшая математика» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) Алексей Власов получил от трех студентов взятки за допуск к экзаменам
Фото: pixabay.com

Суд первой инстанции назначил Власову по совокупности преступлений наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. руб. Кроме того, Власову запрещено заниматься преподавательской деятельностью в государственных образовательных учреждениях в течение одного года. РБК Новосибирск обратился к экспертам и депутатам с вопросом: как избавиться от коррупции в системе образования?

Евгений Митрофанов, общественник:

— Это вопрос личного выбора человека. Дело скорее не в системе, а в самоопределении обучающегося. Студенты сегодня не видят живой связи с тем, что им «начитывают», и с чем им предстоит столкнуться в дальнейшем. 

Чтобы такого не было, нужно пересмотреть подход к образовательному процессу. Увы, сделать это крайне сложно.

Виктор Сорокин, глава фонда «Мы против коррупции»:

— Чтобы коррупция исчезла, нужна мотивация двух видов: положительная и отрицательная. Первая подразумевает формирование в обществе нетерпимости к коррупции. Вторая должна показывать, что бывает, когда ты замешан в коррупции. Она должна создаваться правоохранительными органами. Увы, эта мотивация отсутствует. Поэтому неудивительно, что студенты в сложившейся ситуации вынуждены решать свои вопросы таким образом.

Более того, часто инициатива дать взятку исходит от преподавателей. Это комплексная проблема, в основе которой лежит экономика и коррупция в государственных органах контроля. Не поборов ее, нельзя надеяться на исчезновение коррупции в других сферах жизни.

Николай Тямин, председатель комиссии по социальной политике и образованию, депутат горсовета:

— Такие новости вызывают больше удивления. Похоже, что мы еще не избавились от старой порочной системы образования. Коррупция была и в советское время, когда я учился в вузе: когда кто-то подавал зачетку, в ней обязательно что-то лежало. Разумеется, находились и студенты, сдающие на тройки, но зато заслуженные, собственными силами. Проблема становится серьезнее, если посмотреть на образование в целом: выпускник, который платил за то, чтобы сдать экзамены, не владеет необходимыми знаниями, хотя имеет на руках диплом. Представьте, если это будет выпускник медицинского вуза.

Чтобы подобный подход исчез, нужно культивировать в обществе негативное отношение к взяткам и увеличить зарплату преподавателям.

Вадим Агеенко, депутат Заксобрания Новосибирской области:

— Брать или не брать взятку — зависит от совести преподавателя. Времена сменились: можно купить и диплом, и ученую степень.  Находят даже судей, у которых нет юридического образования. Молодежь все это впитывает, проникается возможностью легкого приобретения заслуг, которые требуют усилий. С таким подходом можно бороться только кадрово — нужны преподаватели, не берущие взяток, а также ряд мер, которые бы действовали профилактически.

Во-первых, за взятку любого размера садить, во-вторых, отстранять от преподавательской деятельности на много лет.

Олег Щербаненко, директор «Городского центра развития образования»:

— Эта проблема характерна не только для нашего города, но в целом для мира. Один хочет незаконно обогатиться, другой, не прилагая усилий, получить то, что ему нужно. В таком случае студент обкрадывает сам себя. Знания обеспечивают его успешность, и попытка как-то сжульничать во время образовательного процесса — шаг примитивный. Большинство современной молодежи это прекрасно понимает.

Взяточничество в сфере образования хоть и распространено, но уже становится несовременным. Думаю, что в ближайшие годы коррупция в вузах исчезнет сама собой.

Оксана Марченко, депутат Заксобрания Новосибирской области:

— На мой взгляд нельзя резко судить преподавателя, исходя из информации, полученной до начала судебного процесса. Информация нередко искажается: может его неправильно понял студент, может это PR-ход вуза. Подавляющему большинству преподавателей взятки не нужны, ведь они уже получили высшее образование, ученые степени, кто-то является заслуженным педагогом. Не думаю, что они будут опускаться до такого уровня. Возможно, проблема в нежелании конкретных студентов учиться, возможно, в желании преподавателя нажиться. В любом случае, нельзя просто грести всех под одну гребенку, нужно рассматривать каждый коррупционный случай индивидуально.