Закон о росте НДС принят: эксперты оценили последствия
Ольга Кормачева, руководитель комитета «ВЭД и Таможни» общественной организации «Опора России»:
— В первую очередь, это отразится только на пополнении бюджета. НДС лучше всего администрируется, особенно, после введения АСК НДС-2. Цепочка поставок отслеживается полностью и даже если где-то случается обрыв, то власти принимают дополнительные меры контроля. Этот налог один из самых собираемых и прозрачных. Кроме того, раньше НДС уже равнялся 20%. Видимо, ситуация снова вынуждает восполнять бюджет за счет поиска дополнительных средств.
Александр Новокрещенов, профессор кафедры государственного и муниципального управления СИ РАНХиГС, эксперт фонда «Сибирская политика»:
— У повышения НДС есть как положительные стороны, так и отрицательные. Во-первых, это приведет к повышению налоговых отчислений, что всегда является позитивным для государства. Во-вторых, произойдет ухудшение состояния товаропроизводителей.
Дополнительные два процента будут перекинуты на потребителя, но сильнее всего от этого пострадают поставщики отечественных товаров за рубеж — повышение НДС станет для них дополнительной таможенной нагрузкой. Все это может привести к ухудшению товарооборота.
Игорь Белокобыльский, генеральный директор ГК «Стрижи»:
— В условиях кризиса ликвидности российской экономики любые фискальные меры не способствуют деловой активности. От повышения НДС пострадает бизнес и активность инвесторов. Львиная доля поставщиков материалов и исполнителей работ — это компании, в расчет с которыми входит НДС. А значит строительную отрасль, как и любую другую, будет ждать повышение цены, пропорциональное повышению налоговой нагрузки.
Сергей Трапезников, депутат горсовета, председатель комиссии по вопросам экономического развития и предпринимательства:
— Принятие такого решения не вызовет больших затруднений в работе бизнеса. Конечно, произойдет повышение цен, но не более того. А это, в свою очередь, приведет к торможению развития бизнеса, так как любой налог можно считать своеобразным стабилизатором экономики. Хотя дополнительная нагрузка и ляжет на потребителя, это все равно приведет к сужению спроса и покупательской способности, пусть и незначительно.
Александр Чернокульский, гендиректор «Жилфонд»:
— Результат может быть только один — все подорожает не более чем на два процента. Это косвенный налог, который переносится на потребителя. Сами предприниматели не почувствуют увеличения. Например, застройщик продавал квартиры по 50 тысяч рублей за квадратный метр, чтобы получать свою норму прибыли, то с повышением НДС он будет продавать квадратный метр за 51 тысячу рублей. То есть денег больше у бизнесменов от этого не будет, но станет меньше у населения.
Роман Шумяцкий, государственный советник РФ, доцент кафедры общественных финансов НГУЭУ:
— Со стороны государства это приведет к повышению поступлений в бюджет. Но для обычного потребителя это скажется в небольшом повышении цен на товары, работы и услуги, поскольку НДС является косвенным налогом.
Экономически потребитель вряд ли заметит это повышение, однако есть вероятность, что некоторые товаропроизводители могут дополнительно повысить цены, сверх двух процентов.
Такое искусственное повышение цен со стороны производителей может привести к падению спроса на целый ряд товаров. Поэтому итоговый результат повышения налога будет зависеть в большей степени от желания бизнеса получить выгоду с потребителей.
Наталья Пинус, депутат горсовета:
— Так как НДС лучше всего администрируется, его повышение может привести к желанию бизнесменов уходить от других видов налогов законными или незаконными способами. Конечно, контроль за поступлением налогов все сильнее и сильнее ужесточают, но в таком случае часть предпринимателей может оказаться в невыгодной ситуации: продолжать бизнес будет невозможно из-за высоких налогов и низкого спроса. В свою очередь это приведет к разорению. Также это отразится на ценах всей производимой продукцию, что приведет, в свою очередь, к уменьшению свободных средств у граждан.
Повышение НДС с 18 до 20%, одобренное Правительством РФ, позволит пополнять бюджет на дополнительные 600 млрд руб. ежегодно, говорил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Эти деньги должны пойти на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и культуру — такие приоритеты прописаны в новом майском указе Владимира Путина, финансирование которого обойдется в дополнительные 8 трлн руб. за шесть лет. Для бизнеса правительство предлагает пакет компенсационных мер, включающих, в частности, облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество.