«Авито»: о трендах, онлайн-собеседованиях и отношении зумеров к работе

С начала 2025 года предприятия Новосибирской области заявили о нехватке 29,7 тыс. сотрудников, что на 28,4% меньше, чем годом ранее. Такие данные привели в пресс-службе Министерства труда и социального развития Новосибирской области. РБК Новосибирск поговорил с директором по развитию «Авито Работы» Романом Губановым о трендах и прогнозах рынка и соискательских привычках
— Какие факторы оказывают наибольшее влияние на рынок труда Новосибирской области?
— Они связаны с демографическими причинами 90-х годов. И сейчас, и в ближайшем будущем это будет ограничивать приток новых специалистов. Работодателям нужно адаптироваться и смещать фокус с поиска новых сотрудников на удержание и развитие имеющихся специалистов.
Регион повторяет общероссийские тенденции. Сейчас в стране сохраняется исторические низкие показатели безработицы. Число вакансий растет, а кандидатов не хватает.
По последним данным Росстата, уровень безработицы в России в январе текущего года составляет 2,2%. Численность молодежи (20-34 лет) стала на 26% меньше, чем 10 лет назад. За этот же период на 7% снизился уровень участия молодежи в рабочей силе. По оценке Минтруда, к 2030 году экономике может не хватать около 3,5 млн человек.
— Насколько хорошо новосибирский рынок адаптировался к дефициту кадров?
— Здесь тренды также схожи с общероссийскими. В последние годы работодатели активно повышали предлагаемую оплату труда. Однако сейчас темпы зарплатной гонки замедляются. В Новосибирской области они значительно снизились: по итогу первого квартала этого года рост зарплат составил 7%, а за аналогичный период прошлого года — 20%.
Если говорить о самых дефицитных профессиях в регионе, то это профессии в сфере строительства промышленных и инфраструктурных объектов, а также доставки, грузоперевозок и логистики. В лидеры по числу предложений работы входят: розничная и оптовая торговля, пищевая промышленность. Перечень сфер — строительство, логистика, продажи, где нехватка кадров ощущается сильнее всего, примерно одинаков по стране, и остается таким ни один год.
В разрезе отдельных специальностей в Новосибирской области чаще всего ищут монтажников, водителей грузового транспорта, комплектовщиков, бетонщиков, курьеров, поваров, разнорабочих. Среди офисных специалистов по спросу работодателей лидируют менеджеры по продажам и менеджеры по работе с клиентами.
— Что делают компании, чтобы повысить интерес соискателей?
— Развитие методов мотивации призвано не только заинтересовать соискателей, но и удержать действующий коллектив. Корпоративные бонусные программы становятся все разнообразнее. Работодатели предлагают бесплатное питание, служебный транспорт, скидки в компании, ипотечную поддержку, путевки на детский отдых.
В первом квартале этого года в Новосибирской области число вакансий с упоминанием медицинского страхования увеличилось на 61% в годовом сопоставлении, а предложения со скидками на продукцию и услуги компании и партнеров — на 40%. За этот же период количество вакансий с гибким графиком выросло на 72%. На 33% чаще новосибирские работодатели стали предлагать подработку.
Работодатели внедряют новые форматы занятости и гибкие графики работы, которые интересны людям. Привлечение временных исполнителей помогает компаниям эффективнее закрывать потребности в кадрах, а для людей расширяет возможности для получения дополнительного дохода и планирования рабочего времени. К тому же работодатели расширяют границы: сейчас более чем на треть выросло число вакансий и для пенсионеров, и для студентов.
HR-специалисты сегодня во многом берут на себя функцию маркетологов: чтобы восполнять нехватку кадров, им важно знать ожидания соискателей, находить решения для их потребностей, а также подчеркивать свои конкурентные преимущества в вакансиях и при личном знакомстве с кандидатами
Если говорить о самих соискателях по возрастным категориям, то зумеров больше интересует миссия компании и ценности. Они не готовы целиком и полностью посвящать свою жизнь только для работы. Более взрослое поколение подразумевает под работой нечто большее, развитие, самореализацию, а не просто способ заработка для существования. Также разные поколения по разному коммуницируют с потенциальными работодателями.
— Как с развитием цифровизации поменялись соискательские привычки?
— Набирают популярность онлайн-собеседования, особенно среди молодежи. Соискатели объясняют это экономией времени на дорогу, возможностью общения в комфортной, менее стрессовой обстановке и гибкостью в выборе времени встречи.
Полную версию интервью с Романом Губановым читайте в материале: «Авито Работа»: как цифровизация и ИИ делают процесс найма эффективнее
Более половины соискателей до сих пор предпочитают очные собеседования. Таким соискателям важно установить личный контакт с рекрутером и работодателем, оценить офис и корпоративную культуру компании, провести собеседование в более профессиональной обстановке.
Если говорить о цифровых инструментах, то самыми популярными стали электронная почта, корпоративные мессенджеры, платформы для видеозвонков и прочее. Также в топ входят офисные программы и средства для совместной работы, электронный документооборот и управление файлами.
Интересно, что наиболее активными пользователями цифровых коммуникационных инструментов оказались работающие россияне в возрастных группах 45-54 и 55-64 лет. Среди молодежи — 18-24 лет — этот показатель значительно ниже.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте