Депутат Заксобрания предложил место для новой станции метро Новосибирска
Откорректировать действующую схему развития Ленинской линии Новосибирского метрополитена предложил депутат Законодательного собрания Новосибирской области Владимир Анисимов во время круглого стола, на котором обсудили перспективы развития Новосибирского метрополитена. По его мнению, вместо трех станций — «Площадь Станиславского», «Пермской» и «Южной» (в действующем Генплане на этом направлении планируется построить четыре станции: «Площадь Станиславского», «Троллейную», «Связистов» и «Чистая слобода») — нужно построить станцию на пересечении улиц Титова и Петропавловской и «Южную».
Анисимов считает, что уменьшение числа будущих станций снизит затраты на продление Ленинской ветки новосибирского метро на треть и сократит сроки строительства. Депутат добавил, что перенос места строительства станции метро также позволит избежать транспортного коллапса на площади Станиславского.
«Для начала строительства метро нужно внести правки в формирование проектно-сметной документации», — сказал Анисимов.
По его словам, строительство станции метро пересечении улиц Титова и Петропавловской оценивается в 6,5 млрд руб. Деньги на это можно привлечь за счет проведения реновации прилегающей территории площадью 200 га, застроенной по словам депутата, в основном, малоэтажными жилыми домами. По словам Анисимова, реновация может привести к созданию 4 млн кв. м площадей. Парламентарий отметил, что инвестиции для застройки этой территории оцениваются в 160 млрд руб. Выручка от построенных объектов составит 480 млрд руб. Прогнозируемый рост налогов в бюджет — 960 млрд руб.
Депутат Совета депутатов Новосибирска Светлана Каверзина возразила, сказав, что строительство станции метро в районе улицы Петропавловской нецелесообразно, так как площадь Станиславского является более крупным транспортным узлом, где сходятся потоки из отдаленных микрорайонов Ленинского района.
Эту точку зрения поддержал заместитель мэра Новосибирска Олег Клемешов. «Я согласен с тем, что генплан должен стимулировать привлечение инвестиций. но строительство станций «Площадь Станиславского» и «Троллейной» позволит создать транспортно-пересадочный узел, плюс разделить потоки Кировского и Ленинского районов. Именно площадь Станиславского является наиболее подходящим для этого», — заявил Клемешов.
Согласно Генеральному плану Новосибирска, до 2030 года в городе должны построить метродепо «Волочаевское» и шесть новых станций метрополитена. На Дзержинской ветке — это станции: «Молодежная», «Гусинобродская» и «Автовокзал». На Ленинской линии — «Площадь Станиславского», «Троллейная», «Северная», которая будет расположена в микрорайоне Аэропорт.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский сообщил, что для развития метро в региональном центре нужно актуализировать схему строительства Дзержинской ветки: от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» с промежуточной станцией «Гусинобродская». По словам министра, в начале этого года муниципальное предприятие «Метромир» скорректировало сметную стоимость строительства в ценах IV квартала 2021 года — 20,4 млрд руб. Министр подчеркнул, что для продолжения строительства Дзержинской ветки метро местные власти должны за счет своих средств вынести инженерные коммуникации в районе строительства и провести проектно-изыскательные расчеты метродепо «Волочаевское».
«Достигнуты договоренности о том, что Главгосэкспертиза принимает на рассмотрение проектно-сметную документацию без подтверждающих документов в плане финансирования — просто по сопроводительному письму губернатора Новосибирской области. Но при одном условии. В Главгосэкпертизе сразу заявили, что невозможно достраивать Дзержинскую линию без достройки левого перегонного тоннеля. Только при условии выдачи одновременно двух экспертиз приняли в работу данные документы», — сообщил министр транспорта.
Для завершения строительства Дзержинской линии нужно построить метродепо «Волочаевское», сказал Клемешов. Ориентировочная стоимость проектирование метродепо составляет 150 млн руб. Срок проектирования — 12 месяцев.
«Без достройки левого перегонного тоннеля [между станциями «Березовая роща» и «Золотая нива»] дальнейшее строительство метро невозможно. Поэтому мэрия города Новосибирска приняла решение — сейчас муниципальное предприятие «МЕТРО МИР» занимается проектированием этого левого перегонного тоннеля. В 23-м году в бюджете Новосибирска будет предусмотрено финансирование. Есть уверенность, что в следующем году работы по проектированию левого перегонного тоннеля мы завершим», — высказался заместитель мэра Новосибирска. Он добавил, что «ни один застройщик» не привезет в Новосибирск оборудование для строительства только одного перегонного тоннеля.
Депутат Заксобрания Александр Барсуков поинтересовался, где взять деньги для продолжения строительства Новосибирского метрополитена.
Депутат Госдумы от Новосибирской области Ренат Сулейманов ответил, что Правительство РФ предоставляет регионам бюджетные кредиты. «На эти цели выделялось по 500 миллиардов рублей в год. Пользуясь этим, Челябинск, Красноярск и Нижний Новгород получили деньги на строительство метро, при том, что в Челябинске, что в Красноярске метрополитен существует пока на стадии проектирования», — сказал Сулейманов.
Зампредседателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков рассказал, что у региона сейчас имеется 10 млрд руб. кредитов и 15 млрд руб. — реструктуризированных займов. По словам Знаткова, при наличии готового проекта, прошедшего Главгосэкспертизу, вероятность получения федеральных денег стала бы больше. Зампред регионального правительства отметил, что в России ни один город не строит метро за свой счет. Однако предложенные на круглом столе решения проблемы ему понравились. «Это некий новый подход, который позволяет привлечь деньги бизнеса на социальную инфраструктуру. Помочь с транспортной инфраструктурой, чтобы эти площадки были привлекательными. Это будущее города», — высказался Знатков.
Депутаты Валерий Ильенко и Вадим Агеенко предложили создать рабочую группу для обсуждения вопросов продолжения строительства метро в Новосибирске.
«Чтобы что-то попросить у федерального центра, ему нужно что-то предложить. Предложение Владимира Анисимова — рассмотреть вопрос в комплексе и привлекать частный бизнес, региональный, федеральный и местный бюджеты. Начатую Дзержинскую линию необходимо закончить, перспективность Ленинской линии для меня также очевидна. Но что — первое, а что — второе, должны сказать эксперты», — подытожил Ильенко.
Новосибирский метрополитен начал работу в 1986 году. Это единственный действующий метрополитен за Уралом. Новосибирский метрополитен состоит из двух веток — Ленинской и Дзержинской. Их общая длина составляет 15.9 км. На них расположены 13 станций. В декабре 2022 года в эксплуатацию должны ввести еще одну станцию «Спортивную». В 2021 году Новосибирский метрополитен перевез 75 млн пассажиров.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте