Мал, да удал: интересны ли предпринимателям дроны-доставщики
Эксперты считают, что российский бизнес может начать активно использовать беспилотники для доставки грузов
Ученые Новосибирского государственного университета (НГУ) разработали дрон-доставщик, способный поднимать в воздух до 3 кг. Беспилотный летательный аппарат способен развивать скорость полета до 20 м/с. На одном заряде аккумулятора он может пролететь 20 км в любых погодных условиях, кроме ливня и сильного ветра. Дрон-доставщик изготавливают на 3D-принтере. Производство одного летательного аппарата обходится в пределах 100 тыс. руб.
В пресс-службе НГУ сообщили, что во время экспериментального полета дрон доставил груз с одного берега Оби в Новосибирске на другой, преодолев 4,5 км за 5 минут.
«Разработчики планируют к лету произвести пилотную партию до 5 штук и запустить сервис по доставке в тестовую эксплуатацию: на территории Нижнекаменского сельсовета [Ордынского района Новосибирской области] летом находится большое количество отдыхающих, которым доставка дроном позволит сэкономить время на приобретение товаров, а не переправляться на пароме на другой берег каждый раз, когда необходимо что-либо срочно купить», — сообщили в НГУ. Инженер отдела Центра искусственного интеллекта НГУ Денис Кочетков уточнил РБК Новосибирск, что доставку может организовать некое юридическое лицо.
Кочетков указал, что разработанный дрон может быть удобен для доставки грузов в отдаленные деревни или участникам экспедиций. «Понадобилось им что-то, — но к ним сложно подобраться, — запустили дрон: он им доставил то, что нужно», — поделился мнением Кочетков.
В феврале ТАСС писал, что в России 1,5 млн человек работает курьерами. В связи с развитием электронной торговли этот показатель увеличится. Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов считает, что это создает дисбаланс в экономике страны и грозит ее стабильности.
Тогда же, в феврале, «Парламентская газета», со ссылкой на данные рекрутинговых агентств, сообщила о том, что спрос на курьеров в России вырос на 20% в сравнении с «загруженной декабрьской предновогодней порой».
Заинтересованность бизнеса
Вице-председатель и руководитель комитата по инновациям и цифровой экономике Новосибирского областного отделения «Опора России» Илья Гнатуша считает, что на фоне нехватки сотрудников, оптимизации бизнес-процессов и высокой конкуренцией дроны-доставщики могут быть востребованы отечественными предпринимателями.
«Пока таким дроном могут заинтересоваться медицинский бизнес, почтовый бизнес, IT-сфера, банковский сектор, а также администрации труднодоступных регионов страны. Но при доведении веса перевозки до более серьезного отраслевая применимость повысится в разы. В скором будущем это станет обширно интересно маркетплейсам, службам доставки, а также бизнесу, который переходит на цифровизацию бизнес-процессов и оптимизацию своей бизнес-модели», — поделился мнением с РБК Новосибирск Гнатуша.
Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири, преподаватель кафедры экономики, предпринимательской деятельности и логистики НГУЭУ Сергей Максимов рассказал, что в 2022 году в Москве транспортные компании провели эксперимент по использованию беспилотников для доставки небольших грузов.
«Такие дроны дают возможность доставки в городской черте, что снижает зависимость от пробок на дорогах, сокращает время доставки», — рассказал Максимов РБК Новосибирск.
Кочетков рассказал, что в мире беспилотные летательные аппараты уже используют для доставки грузов. «Amazon этим занимается, китайцы этим занимаются. Аналогов очень много. Прогресс идет по всему миру», — рассказал Кочетков.
По данным онлайн-платформы по поиску работы hh.ru, в Новосибирской области снижается спрос на курьеров. В I квартале этого года в регионе число курьерских вакансий уменьшилось на 17% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Сегодня в Новосибирской области нет дефицита кадров в сфере доставки. На одну вакансию приходится 7,1 резюме потенциальных кандидатов, что говорит о балансе спроса и предложения в сфере доставки (диапазон нормы — 4,0 -7,9 резюме на вакансию). По сравнению с январем 2025 года индекс вырос на +4,1 п.п. (с дефицитного показателя 3 резюме на вакансию), а по сравнению с весенними показателями прошлого года — на +3,6 п.п. (с 3,5).
В hh.ru напомнили, что в столице используют роботов-доставщиков, которые пока уступают людям в скорости доставки грузов: в среднем на доставку у робота уходит 11 минут, а у курьера — 8.
«Не говоря уже о том, что работа человека сейчас обходится дешевле. При этом в будущем, когда производство роботов-доставщиков станет массовым, ситуация может кардинально поменяться», — добавила директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева.
Сложности использования БПЛА в доставке
По мнению Максимова, сегодня основным препятствием для массового внедрения дронов-доставщиков является запрет на использование беспилотных летательных аппаратов во время специальной военной операции.
«Даже если соответствующими органами будет дано разрешение на эксплуатацию данных дронов, они будут попадать в зону действия «ловушек» и «глушилок», которые обеспечивают безопасность, в том числе прикрывают стратегически важные объекты. Например, сейчас грузовые автомобили, проходя вблизи данных «ловушек» и «глушилок», теряют возможность использовать навигационные приборы», — считает Максимов.
Но даже после завершения специальной военной операции и потенциальной отмены запретов на полеты беспилотников их использование в городах будет затруднено из-за помех от электроприборов, промышленных объектов, которые могут привести к сбою в навигации данных дронов, считает Максимов.
«Я приводил пример Москвы, в которой в экспериментальном порядке опробовали БПЛА. Надо отметить, что в этих экспериментах дроны несколько раз теряли навигацию из-за помех и даже врезались в дома и окна», — добавил эксперт.
В 2014 году компания DHL с помощью беспилотников доставила срочные посылки весом до 1,2 кг на немецкий остров Юйст, куда не ходили паромы. Остров отдален от материковой части Германии на 12 км.
Спустя четыре года один из крупнейших ретейлеров мира Walmart начал активно регистрировать патенты на дроны. Вскоре компания вместе с Zipline запустила сервис доставки товаров для здоровья из гипермаркетов в штате Арканзас.
Во время пандемии коронавируса, летом 2021 года, компания Drone Delivery Canada (DDC) заключила договор с Международным аэропортом Эдмонтона (Канада) о доставке грузов в логистический центр. В парке у DDC есть дрон Sparrow с максимальной нагрузкой 4,5 кг и более мощный Robin XL, который может поднять 11,3 кг.
В октябре 2021 года Королевская почта Великобритании доставила 100-килограммовый груз на 52 км.
По данным Gartner, к 2026 году для доставки товаров в мире будут использовать около 1 млн дронов. Пока работу курьеров выполняют всего 20 тыс. беспилотников.
В России в связи с большой территорией и неравномерностью распространения инфраструктуры эффект от использования беспилотных доставщиков может быть больше, чем в других странах. Пока российские компании применяют дроны для доставки точечно.
В 2019 году ассоциация «Аэронекст» Национальной технологической инициативы провела конкурс «Нефть». Его участники транспортировали грузы, имитирующие пробы нефти. В состязании победило Научно-производственное предприятие «Новые технологии телекоммуникаций». Во время испытаний на Восточно-Мессояхском месторождении его аппарат совершил несколько успешных рейсов до нефтепромысла. Он пролетел 130 км и доставил на месторождение суммарно 150 кг груза.
Кочетков, говоря об использовании Amazon дронов-доставщиков, указал, что для беспилотников, которые применяет компания «нужна инфраструктура — стол с характерным изображением», на который приземляется дрон.
«При полете на пересеченной местности, дрон, опускаясь ниже уровня крыш зданий, начинает терять сигнал GPS-навигации, что может привести к его падению. Поэтому Amazon решила: если вы хотите, чтобы дрон доставлял вам грузы — покупайте стол с характерным изображением. Беспилотник, видя его по камере, садится на него», — высказался Кочетков.
Он добавил, что разработанный НГУ беспилотный летательный аппарат «может садиться без QR-кода или метки» При полете на высоте ниже 30 м беспилотник ориентируется в пространстве по видеокамерам, а выше — по GPS-навигации.
«Мы планируем работать в абсолютно неподготовленных местах: в них нет необходимости создавать специальную инфраструктуру, строить и оборудовать аэродромы, дронопорты и так далее. Наша техника должна быть максимально неприхотлива и исключительно умна, потому что ей нужно самой сообразить, найти и выбрать место, куда приземлиться», — директор Института интеллектуальной робототехники НГУ Алексей Окунев.
Максимов считает, что дрон-доставщик будет востребован отечественным бизнесом при соблюдении трех факторов: завершение специальной военной операции и отмена запрета на полеты беспилотников; усовершенствование и наделение и их способностью летать в условиях электронных помех и покрытие территории устойчивой связью.
«При соблюдении этих факторов такие дроны будут интересны бизнесу, ведь людям нужно платить; человек то вышел, то не вышел на работу — всякое бывает. Поэтому схема дронов интересна и будет востребована», — сказал Максимов.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте