Андрей Звягинцев: «Люди не заметили, что «Нелюбовь» про них»
Звягинцев 1 июня провел премьерный показ фильма «Нелюбовь» в Новосибирске. По словам организаторов, картина произвела фурор — залы были забиты до отказа, а после просмотра зрители не могли справиться эмоциями.
На следующий день режиссер принял участие во встрече с новосибирскими журналистами. Диалог получился личным и честным.
Про фильм «Нелюбовь»
Ремарка. В картине «Нелюбовь» центральной темой выступает семейный кризис российской пары, которая собирается подавать на развод. Казалось бы, ситуация банальная, но акцент в фильме сделан на их сыне, 12-летнем Алеше, к которому у родителей нет ни капли любви. И мать, и отец хотят отдать его в детский дом, чтобы он не мешал им «двигаться дальше». Случайно мальчик слышит диалог на эту тему и решает убежать. Процесс его поисков с помощью отряда «Лиза Алерт» занимает основную часть картины.
Как отмечает сам Звягинцев, зарубежные прокатчики столкнулись с проблемой перевода фильма, ведь слова «нелюбовь» нет в других языках.
«Наверное, можно перевести на английский как «loveless», но это означает отсутствие любви, что неверно», — объяснил он.
С другой стороны, Звягинцев подчеркнул, что это не значит, что ситуация, описанная в фильме характерна только для России:
«Нет, это не так. Ко мне подходили люди из разных стран и говорили, что все это актуально и для них».
По словам автора картины, неважно какой ты национальности, нелюбовь как явление существует везде, но не все это осознают.
Звягинцев лично столкнулся с этим после показа фильма.
«Одна зрительница заявила, что нужно запретить таким людям, как главная героиня, рожать детей. Это портрет той самой нелюбви — такая реакция. Как же нужно относиться к людям, чтобы бросать такие заявления?», — сказал режиссер.
С хэштегом «будеттрудно» люди публиковали информацию о фильме в социальных сетях. Сама фраза связана с одним эпизодом. После продолжительных поисков, родители ребенка обращаются в морг, куда поступило тело ребенка с похожим описанием.
«Мы сняли этот эпизод с одного дубля. Вся реакция настоящая — актеры не видели макет изуродованного мальчика раньше. И вот, глава поискового отряда говорит «будет трудно» и убирает ткань с тела. Мы видим живые эмоции», — рассказал Звягинцев.
Согласно сюжету, остается неясно, чье это тело, но, по словам режиссера, это совершенно неважно.
«Все спрашивают это он или нет. А я отвечаю: либо он, либо не он. Но дело не в этом, а в том, что происходит с персонажами, которые сталкиваются с этим», — сказал Звягинцев.
По его мнение, гораздо важнее, что в итоге ничего не изменилось. В конце фильма зрители видят, что спустя несколько лет, когда герои уже завели другие семьи, нелюбовь присутствует и там:
«Важно, что такие сильные уроки и потрясения редко нас выводят как ракету на новую арбиту понимания себя и других»
По словам режиссера, единственной эмоциональной целью картины было появление у зрителя желания после просмотра прийти домой и обнять своих близких.
Про нелюбовь в политике и обществе
В ходе дискуссии речь зашла о процессе выбора темы для нового фильма:
«Ты не выбираешь тему, и вообще слово «тема» я не люблю. В этом случае ты сужаешь высказывание в фильме до каких-то простых вещей, — объяснил Звягинцев, — Ты живешь, наблюдаешь жизнь, дышишь, волнуешься. Ты смотришь на все эти «мы», «они», «чужие» «заокеанские соседи», «Украина» — сколько можно это возгонять? Сколько можно жить атмосфере разобщения и ненависти? Это копится в тебе, и в какой-то момент рождается история».
В зале подхватили тему про натянутые отношения между Россией и Европой.
«А кто их натянул? , — продолжил Звягинцев, — У нас же тоже рыльце в пушку. Давайте посмотрим на себя. Во что мы превратили соседа? Ненавидим люто, обзываемся. Мы же были одной страной».
Тема конфликта на Украине имеет отражение в фильме.
Ремарка. На фоне семейных распрей, в картине упоминается политическая ситуация на Украине в 2015 году. Например, в фильме присутствует отрывки из новостей по радио или репортажей канала «Россия».
«Там много кадров из «котла» в Дебальцево. Также мы делаем акцент на передаче Киселева. Мне нужна была некая пропагандистская икона. Он отлично подходит. Ведь смотреть на Киселева, это как на дерево смотреть.», — рассказал режиссер.
В тоже время Звягинцев подчеркнул, что выбрал этот кусок из-за того, что это часть реальности, а не из-за желания сделать политическое заявление.
Про творческие планы
Деполитизация темы Великой отечественной войны, по словам режиссера, могла бы стать основой для нового фильма.
«Рассказать о человеке на войне в условиях тотального ужаса. Как человек пытается остаться человеком или встроиться в эти обстоятельства. Этому сценарию уже много лет, поэтому он не имеет отношения к возгонке милитаристских настроений сегодня. Но есть еще два сценария и какой из них будет запущен неизвестно», — рассказал гость.
Про социальные сети
В ходе разговора речь зашла про социальные сети. Они в фильме тоже присутствуют — главная героиня почти не отрывается от смартфона. Сам Звягинцев рассказал, что не представлен в соцсетях.
«Главная причина — я увлекающийся человек и боюсь просто потонуть в этой бездне. Кроме этого, я стараюсь не читать отзывы. Левиафан научил меня не слушать пустые слова брошенные на ветер, анонимные и ничего не значащие, но больно ранящие. С этим трудно жить, поэтому я стараюсь не заглядывать туда», — объяснил он.
Про деньги Министерства культуры
«Я рад, что нас не финансировало Минкульт, потому что эти деньги невозвратные. Я рад, что никто из зрителей в своих «комментах» не будет бросать мне упреки, что я трачу их средства. Мы тратим другие деньги. Вообще, только «Левиафан» был снят при поддержке властей, что иронично», — сказал режиссер.
Про Новосибирск
«В Новосибирске встречаюсь в основном со зрителями. Раз в три года — как фильм выходит. Пока нет других обстоятельство, которые бы меня сюда привели. Мама живет в Москве. Близкие люди есть конечно, но что, я приеду к ним, сяду за стол, и о чем мы будем разговаривать?», — объяснил Звягинцев.