Президент Siberian Wellness: Мы абсолютно провинциальны как страна
Про основы бизнеса
Предприниматели - главные драйверы и главные стоперы в своем бизнесе. И до тех пор, пока у нас не поменяются мозги, ничего не изменится в деле. При этом помните, что основа бизнеса – продукт. Если люди в него не влюбились, все остальное не будет иметь никакого значения.
О выходе на внешние рынки
Нам не нравилось, что Россия ассоциируется с водкой или с нефтью. Хотелось показать, что у нас есть крутые продукты. Было интересно поиграть в большую глобальную игру – выяснить, насколько инновационные продукты ты делаешь, и достаточно ли они конкурентоспособны.
К тому же мы давно поняли, что бессмысленно надеяться на структурные изменения в российской экономике, надо выходить на глобальный рынок. Было желание создать активы в другой стране и тем самым защитить свой бизнес.
О политических рисках
Никто не знает, кто с кем поругается и как это скажется на бизнесе. Когда на Украине случился кризис и запретили российские товары, пришлось делать производство в Казахстане. В Узбекистане пришлось полностью перестроить модель на маленькие склады, и мы там единственная компания, которая так работает, из-за запрета на прямые продажи.
Мы смотрим на топовых конкурентов: если они работают и у них получается - это хорошая наводка. Изучаем законы, есть ли требования по модели прямых продаж. Лицензирование в Китае стоит $20-30 млн просто потому, что там было много пирамид, и надо доказать, что у тебя нормальная компания. Я боялась сначала, потом со Сколково в Китай съездили, поняла, что многие через это прошли, страх ушел. Есть требования к дозировкам действующих веществ. Например, мы не можем выйти на рынок Мексики с БАДами: по их нормам дозировки должны быть маленькими, а в этом случае продукт не работает. Мы не можем портить себе имидж.
Про трудности при выходе на внешние рынки и провинциальность
Уровень компетенций команды штаб-квартиры, владение языками, уровень продукта и маркетинга, - это внутренние трудности.
Команда может сопротивляться как индейцы при захвате, например, игнорировать новые иностранные языки. При этом на других рынках у тебя появляются более сильные люди, более крутые.
Мы абсолютно провинциальны как страна. Нам нужно максимально быстро избавиться от этого флера, тогда станет легче вести бизнес. Ты сидел у себя в Сибири, сильный, успешный, было все хорошо, и тут приезжают иностранцы, которые обучились в Нью-Йорке, и начинают тебя коучить. Не сможешь подтянуться до их уровня, считай, ничего не получится.
Есть внешние трудности – недоверие к бренду из России, ненадежные партнеры. Геополитические риски: сложные взаимоотношения с Украиной, Узбекистаном, Турцией, США. Мир усложнился, приходится отслеживать поведение потребителей на десятках рынков. К тому же есть риск ослабить внимание и потерять позиции на домашнем рынке.
Об успехе
Когда у вас получится занять нишу на глобальном рынке, вы защитите бизнес от ударов, связанных с геополитикой. Не важно, что случится, если яйца разложены по разным корзинам. Ваши позиции сильны: когда вы говорите: «Да, я сибирская компания. Я работаю в 65 странах, и это позволило мне накопить опыт и имидж, поднять уровень команды», к вам будут приходить новые партнеры. И первое в списке плюсов – прибыль. Более 50% дохода нам дает дальнее зарубежье. Все эти усилия того стоят.