Сказки с вагонами: депутаты раскритиковали работу Минсельхоза области
Ранее РБК Новосибирск писал, что урожай зерна в текущем году превысил 3 млн тонн, что выше показателей прошлого года на 18-20%. При этом зернотрейдеры жаловались на ряд проблем, связанных с избытком урожая: низкая емкость элеваторов и зернохранилищ и долги государственной АО «Объединенная зерновая компания». В итоге цена на рынке зерновых на пшеницу третьего класса упала с заявленной в 12,4 тыс. руб. до 8 тыс. руб. Было принято решение оказать области поддержку как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Читать по теме: Подножка от государства: почему аграрии называют богатый урожай трагедией
Позднее, сенатор от Новосибирской области Надежда Болтенко на своей странице в Facebook, писала, что после возвращения из Новосибирска заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов провел в Минсельхозе совещание, итогом которой стало решение о выделении региону 1000 вагонов для вывоза зерна.
Сенатор подчеркнула, что ситуация находится под контролем, и, по заявлению Хатуова, через несколько недель в Новосибирске пройдет совещание, где будут рассмотрены результаты выполнения поручений.
Позиция министерства
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин выступил перед депутатами Заксобрания с докладом о ситуации с экспортом зерна. Он отметил, что ситуация остается напряженной не первый год.
«Скорее всего, ожидается сезонное повышение цен. Но мы пережили с вами 2009 год, когда у нас была точно такая же ситуация, когда было перепроизводство, и потом еще один ужасно тяжелый год, когда была засуха», — сказал министр.
Согласно его заявлению, для решения проблемы планируется до июля будущего года вывезти из Новосибирской области почти 10 тыс. вагонов с зерном — это так называемые зерновые экспрессы, чей график движения будет регулярным. Каждый вагон, как сообщал ранее РБК Новосибирск зампредседателя аграрного комитета областного Заксобрания Олег Подойма, способен вывозить около 65 тонн зерна.
— Если мы в сентябре-ноябре прошлого года реализовывали 46 тысяч тонн, то на текущую дату, за сентябрь—декабрь этого года, перемещение составило более 80 тысяч тонн, при этом, более 28 тысяч — за пределы России, — отметил министр.
Помимо этого, для ликвидации ситуации, по словам Пронькина, были приняты меры стимулирования развития животноводческой отрасли — потребителей фуражного зерна. «В совокупности это обеспечит стабильный спрос еще на 120-150 тысяч тонн зерна. Есть потенциал в перспективе ближайших пяти лет достигнуть объема в два миллиона тонн зерна в год», — заявил министр.
Недовольство депутатов
Основной претензией стал тот факт, что ситуацию начали решать непосредственно после вмешательства Заксобрания. Так, по мнению зампредседателя комитета по аграрной политике Дениса Субботина, проблема появилась из-за отсутствия планирования и должного управления отраслью.
«Зачем увеличивали площади, если знали, что у нас избытки? То есть, мы смотрим на 3 минуты вперед, а на года даже не пытаемся, и Минсельхоз нас в этих иллюзиях еще и поддерживает, вместо того, чтобы сориентировать», — считает он.
Читать по теме: Загнали в угол: аграрии Новосибирской области позовут Минсельхоз в суд
Как сообщила РБК Новосибирск, заместитель председателя бюджетного комитета Ирина Диденко, на ее вопрос о разработке инвестпроектов по переработке зерна в готовую продукцию ответа не последовало. «Пронькин как-то уклонился, ответив, что есть два комплекса, которые потребляют фуражное зерно. Я предполагаю, что у министерства таких проектов нет», — резюмирует Диденко.
Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив спросил, почему Пронькин не отстаивал государственные интервенции.
— Барнаул, Алтайский край разбили все пороги в Министерстве сельского хозяйства РФ, — воюют за интервенции для своих сельхозтоваропроизводителей. Томская область, где посевные площади несравнимы с Новосибирской, — воюет за интервенцию. А мы уже два месяца слушаем сказки про вагоны, — заявил Шимкив.
Депутат Олег Сметанин предложил создать комиссию, чтобы провести проверку деятельности Минсельхоза области. Однако, по словам Диденко, было принято решение ограничиться контролем за деятельностью министерства в рамках аграрного комитета областного парламента.