«Городские технологии»: умные светофоры и говорящие остановки
На открытии «Городских технология» власти не раз подчеркивали необходимость практичного применения представленных идей и новаций.
«Особенность этого форума — в том, что в ходе него мы пытаемся показать интеллектуальные преимущества города Новосибирска, сосредоточенные в Академгородке и СО РАН. Те наработки, которые получаются, мы показываем их с точки зрения применения в таком простом и таком сложном городском хозяйстве», — сказал на открытии форума мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
«Городские технологии» проходят в Новосибирске уже третий раз. Организаторы форума — мэрия города Новосибирска и СО РАН. В мероприятии приняли участие 150 резидентов, представляющих выставку инновационных проектов Smartсity и более 200 спикеров на семи секциях.
Особенность выставки этого года — акцент на цифровую экономику. «Это новая модель добавленной стоимости, которая сегодня работает в сфере технологий, — комментирует модератор секции «Цифровая экономика», директор компании IVOICE Technology Андрей Заворин. — И для того чтобы она функционировала и развивалась, существуют несколько сильных ограничений. Но их снятие может стать драйверами интенсивного развития сферы. Первое — здесь не существует единых стандартов, которые могут использоваться для развития разных систем. Второе — необходимо законодательное регулирование цифровой экономики, в частности: управления беспилотных автомобилей, развития криптовалют, развития международных сервисов».
Светофоры и остановки
Как сообщил в ходе выставки Анатолий Локоть, весомая доля инновационных предложений для городского хозяйства касается транспортной сферы, одной из самых значимых. Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска, сообщил, что в рамках выставки планируется подписание трех муниципальных контрактов.
Первый — пилотный проект по внедрению технологий интеллектуального регулирования транспортных потоков. Суть идеи в том, что режим работы светофора подстраивается под интенсивность потока автомобилей и тем самым увеличивает пропускную способность перекрестков. Она будет внедряться на нескольких улицах Новосибирска.
В качестве пилотных рассматриваются улица Шамшиных от Военной до Гоголя, улица Титова от Покрышкина до Троллейной, улица Сибиряков-Гвардейцев от Новогодней до Немировича-Данченко и улица Троллейная от Широкой до Немировича-Данченко. Всего на этих участках 22 светофора, управление которыми планируют поручить интеллектуальной системе.
«Выбор зоны зависит от ряда параметров, — возможности устойчивой связи, условия на самих участках, но улучшения горожане смогут оценить уже после запуска пилотной версии проекта», — подчеркнул Игорь Канатченко, директор проектного офиса компании Softline.
На «Городских технологиях» стало известно, что умных остановок в Новосибирске скоро станет больше, а сами остановки «заговорят». По словам Михаила Камаева, начальника управления науки и внедрения научных разработок мэрии города Новосибирска, данный проект реализуется без участия бюджетных средств силами трех разных компаний.
«Установкой кнопки и внедрением голосовых сервисов мы минимизировали необходимость обслуживания оборудования и сделали остановку удобнее для категорий, которые по тем или иным причинам не склонны пользоваться более сложными решениями: дети, пожилые люди, — рассказывает Камаев. — Сервис поможет сориентироваться, как добраться до нужного места, ответит на простейшие вопросы».
Первая в Новосибирске «умная» остановка появилась на Красном проспекте. Она снабжена бесплатным WI-FI, USB-портом для зарядки сотовых телефонов, системой видеонаблюдения и информационным табло, показывающим время прибытия транспорта. «Сейчас мы договорились с одним из банков об установке нескольких теплых умных остановок, банк смонтирует внутри них банкоматы и таким образом окупит потраченные средства, — рассказывал Александр Люлько. — Мы работаем с резидентами нашего Технопарка по усовершенствованию таких остановок и внедрению в них систем искусственного интеллекта»
По словам Камаева, выступить с предложением поставить такую умную и теплую остановку рядом со своим жилым комплексом, магазином может любой предприниматель города. «Мы ищем инвесторов и готовы к любым предложениям, — рассказал Камаев. — Это может быть фирменная, брендированная остановка, с использованием рекламной составляющей. Все исполнение умной остановки надежно, помещено в защищенный от погодных воздействий кожух, оснащено системой защиты от вандалов. Стоимость такой остановки от миллиона до полутора миллионов рублей».
Умные системы
Важность развития информационных систем города подчеркивалась на первом пленарном заседании несколькими спикерами.
Александр Карпик, доктор технических наук, ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий рассказал о перспективах интеллектуальных геопространственных систем для городского хозяйства. Такая модель с учетом данных кадастровой карты, съемки беспилотниками и другой информации способна помочь в моделировании потоков, прокладке коммуникаций. «Сразу будет понятно, где надо и где не надо копать», — прокомментировал Карпик.
На текущий момент в университете по поручению Локтя реализовали такуютрехмерную модель МЖК «Восточный», а ранее сделали реальную цифровую модель площади Труда. «Я подарю ее мэру Новосибирска, — пообещал Карпик, — сразу становится видно, что можно улучшить из этой модели».
Петр Иванов, замдиректора ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», рассказал о опыте внедрения единой системы строительного комплекса. Она позволяет решить одну из ключевых проблем для застройщиков и строителей — получать разрешения в режиме одного окна, вовремя, без нарушений. «Говорят, что Бог создал землю, а все остальное сделали строители, — сказал Иванов. — Стройка — квинтэссенция того, чего можно сделать в экономике. Основная задача цифровой экономики — создать такие условия для реального сектора, чтобы деньги там зарабатывались легко и непринужденно, не создавая проблем для тех, кто их зарабатывает».
По словам Иванова, эксперимент по внедрению информационной системы для строителей оценивают положительно. К концу года будет автоматизировано 72 процедуры, время исполнения процедуры в электронном виде сократилось почти на треть, 100% процедур выполняется в срок за 90 дней и предприниматели гарантированно получают все разрешения без нарушений. Как результат — Санкт-Петербург поднялся на девять позиций в национальном рейтинге состояния инвестклимата в субъектах РФ.