Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Новосибирск
Никола Тесла, диагональный лифт и дома будущего: где бы жили великие РБК и Галс-Девелопмент, 12:19
Бой Махачева возглавит турнир UFC в феврале 2022 года Спорт, 12:13
Панарин объяснил бросок перчатки в канадца в НХЛ оскорблением России Спорт, 12:10
Долина назвала «страшной утратой» смерть Градского Общество, 12:08
Братья Коллисон: у нас была очевидная идея, но теперь мы стоим $95 млрд Pro, 12:04
Коллекторы «Сбера» составили портреты должников с активами за рубежом Финансы, 12:00
Антиваксеры посетили красную зону. Актуальное о пандемии на 28 ноября Общество, 11:44
В России второй день подряд выявили менее 34 тыс. заболевших COVID-19 Общество, 11:43
Десятый сезон «Голоса» пообещали завершить в память о Градском Технологии и медиа, 11:39
Прыжок в будущее: зачем нужны квантовые компьютеры и нейроморфные чипы РБК и Росатом, 11:30
Лучший боец UFC приехал в Чечню на день рождения сына Рамзана Кадырова Спорт, 11:30
«Газпром», «Аэрофлот», Salesforce: за какими акциями следить на неделе Инвестиции, 11:30
Когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу Pro, 11:27
В Приморье убили краснокнижного амурского тигра Общество, 11:23
Новосибирск ,  
0 

Рамки неприличия: кому грозит штраф до 500 тыс. руб. за неэтичную рекламу

Штраф за неэтичности и непристойности в рекламе может достигать полумиллиона рублей. Как антимонопольная служба определяет, какие изображения «на грани фола», — в материале РБК Новосибирск

По словам начальника отдела рекламы Новосибирского управления федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирины Волохиной, самой большой проблемой в оценке этичности и пристойности рекламы является отсутствие каких-либо законодательных норм. Прямо запрещена нецензурная лексика, моментально пресекается реклама, содержащая бранные слова и фразы, а также образы, картинки, которые однозначно воспринимаются как неэтичные и непристойные.

Мало какая компания изначально будет создавать рекламу, которую на 100% признают непристойной. По словам Ирины Волохиной, многое зависит от внутренней и субъективной оценки: «С этикой все не так однозначно, поскольку нет конкретных норм «допускается — не допускается». Много субъективных факторов, все очень зависит от восприятия. Одна и та же реклама разными людьми может восприниматься совершенно по-разному: одних может задеть, других нет, кто-то считает ее допустимой, кто-то нет. Но даже при наличии одного заявления, мы обязаны провести проверку, оценить рекламу с помощью экспертной комиссии и общественного мнения».

За нарушение № 38-ФЗ «О рекламе» для организаций предусматривается административная ответственность в виде штрафа до 500 тыс. руб. Если субъект малого бизнеса делает это впервые и не наносит ущерба, можно обойтись предупреждением.

Недопустимые образы

Самый яркий случай в Новосибирске последнего времени — реклама контрацептивов. В ФАС пришло большое количество жалоб от жителей города, которым не понравился образ — пиктограммы неоднозначного характера в совокупности с подписями «Бери и занимайся», «Расширяй сексуальную географию». Дополнительное недовольство вызвало место размещения — центр города, Красный проспект.

Фото:sovetreklama.org
Фото: sovetreklama.org

Кроме вопросов к этичности сюжета, Волохина добавляет, что главной ошибкой была неверная локация: «Если бы выбрали другое место размещения, то резонанса такого бы не было. На ту же рекламу в ночном клубе не пришло ни одной жалобы. Совет ФАС в итоге признал образы непристойными».

Необязательно, чтобы образ в рекламе был «ниже пояса». Так, на рекламном щите в Волгограде было размещено изображение мужчины в поварской униформе, держащего на руках кусок мяса, завёрнутый в конверт для новорождённых. Текст гласил «Мы выращиваем стейки сами». Именно сравнение стейка с младенцем вызвало негативную реакцию у многих волгоградцев, по требованию УФАС рекламу сняли.

Фото:пресс-служба Волгоградского УФАС
Фото: пресс-служба Волгоградского УФАС

Спорные выражения

Игра слов на рекламных изображениях регулярно становится причиной жалоб горожан. Пару лет назад резонанс вызвал слоган «сосну в подарок», обещавший клиентам приятный сюрприз при заказе сруба или дома из дерева. Пресс-служба ФАС пояснила, что на данный креатив была подана жалоба одним из жителей. ФАС предложила всем желающим оставить свое мнение в опросе. «Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что откровенность наряда девушки, в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова», — говорится в сообщении пресс-службы ФАС.

По словам Волохиной, для оценки изображений в ФАС регулярно проводят опросы на официальном сайте, результаты которого учитываются комиссией экспертов ФАС.

— При этом не настолько важно, считает ли большинство рекламу оскорбительной или непристойной, или нет. Существует такое понятие, как значимое количество. То есть, если определенное число людей считает рекламу непристойной, то и ФАС может согласиться с ними, даже если их всего, грубо говоря, всего 25% от числа опрошенных, — говорит Волошина.

Непристойные изображения

Существуют и жалобы исключительно на изображение, носящее, по словам заявителей, непристойный характер. Так, в Бердске поступила жалоба на рекламу услуг эпиляции с изображением части девушки в купальнике. Негативный ажиотаж был вызван не столько самой фотографией, сколько ее расположением возле школы. Заявление подал тренер клуба смешанных единоборств Дмитрий Тараторин. Его мнение был опубликовано на портале «Бердск Онлайн»:

«Повесили какие-то аморалы баннер с женскими труселями <…> А через дорогу на ул. Ленина разместили волосатое пузо какого-то дядьки! И это перед праздником 9 Мая. За что воевали наши деды?! <…> Представляете, сколько ребятишек видят это! <…> Сохраним психику наших детей!» — заявил Тараторин.

В окно или в дверь

Магазину бытовой электроники «220 Вольт» в 2016 году было вынесено предписание убрать рекламу, на которой человек, который выглядел как грабитель, залезал в окно этого самого магазина.

— У граждан создавалось впечатление, что он вор и незаконно пролезает в магазин, — комментирует Волохина. — А это способно побудить к противоправным действиям: ну, а чего вы пойдете через дверь, идите через окно.

При этом эксперт ФАС отмечает субъективность такого восприятия: «Если бы точно такой же образ не разбивал окно, а открывал дверь, не было бы и резонанса, настолько все субъективно. При этом люди старшего поколения и видели, в первую очередь, в этом воровство, а молодые люди, наоборот, говорили, что это эпатажная реклама. Но мы прислушиваемся ко всем возрастным категориям граждан. Стоит сказать, что магазин спорить не стал и убрал спорный манекен».