Перейти к основному контенту
Новосибирск ,  
0 

Рамки неприличия: кому грозит штраф до 500 тыс. руб. за неэтичную рекламу

Штраф за неэтичности и непристойности в рекламе может достигать полумиллиона рублей. Как антимонопольная служба определяет, какие изображения «на грани фола», — в материале РБК Новосибирск

По словам начальника отдела рекламы Новосибирского управления федеральной антимонопольной службы (ФАС) Ирины Волохиной, самой большой проблемой в оценке этичности и пристойности рекламы является отсутствие каких-либо законодательных норм. Прямо запрещена нецензурная лексика, моментально пресекается реклама, содержащая бранные слова и фразы, а также образы, картинки, которые однозначно воспринимаются как неэтичные и непристойные.

Мало какая компания изначально будет создавать рекламу, которую на 100% признают непристойной. По словам Ирины Волохиной, многое зависит от внутренней и субъективной оценки: «С этикой все не так однозначно, поскольку нет конкретных норм «допускается — не допускается». Много субъективных факторов, все очень зависит от восприятия. Одна и та же реклама разными людьми может восприниматься совершенно по-разному: одних может задеть, других нет, кто-то считает ее допустимой, кто-то нет. Но даже при наличии одного заявления, мы обязаны провести проверку, оценить рекламу с помощью экспертной комиссии и общественного мнения».

За нарушение № 38-ФЗ «О рекламе» для организаций предусматривается административная ответственность в виде штрафа до 500 тыс. руб. Если субъект малого бизнеса делает это впервые и не наносит ущерба, можно обойтись предупреждением.

Недопустимые образы

Самый яркий случай в Новосибирске последнего времени — реклама контрацептивов. В ФАС пришло большое количество жалоб от жителей города, которым не понравился образ — пиктограммы неоднозначного характера в совокупности с подписями «Бери и занимайся», «Расширяй сексуальную географию». Дополнительное недовольство вызвало место размещения — центр города, Красный проспект.

Фото: sovetreklama.org

Кроме вопросов к этичности сюжета, Волохина добавляет, что главной ошибкой была неверная локация: «Если бы выбрали другое место размещения, то резонанса такого бы не было. На ту же рекламу в ночном клубе не пришло ни одной жалобы. Совет ФАС в итоге признал образы непристойными».

Необязательно, чтобы образ в рекламе был «ниже пояса». Так, на рекламном щите в Волгограде было размещено изображение мужчины в поварской униформе, держащего на руках кусок мяса, завёрнутый в конверт для новорождённых. Текст гласил «Мы выращиваем стейки сами». Именно сравнение стейка с младенцем вызвало негативную реакцию у многих волгоградцев, по требованию УФАС рекламу сняли.

Фото: пресс-служба Волгоградского УФАС

Спорные выражения

Игра слов на рекламных изображениях регулярно становится причиной жалоб горожан. Пару лет назад резонанс вызвал слоган «сосну в подарок», обещавший клиентам приятный сюрприз при заказе сруба или дома из дерева. Пресс-служба ФАС пояснила, что на данный креатив была подана жалоба одним из жителей. ФАС предложила всем желающим оставить свое мнение в опросе. «Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что откровенность наряда девушки, в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова», — говорится в сообщении пресс-службы ФАС.

По словам Волохиной, для оценки изображений в ФАС регулярно проводят опросы на официальном сайте, результаты которого учитываются комиссией экспертов ФАС.

— При этом не настолько важно, считает ли большинство рекламу оскорбительной или непристойной, или нет. Существует такое понятие, как значимое количество. То есть, если определенное число людей считает рекламу непристойной, то и ФАС может согласиться с ними, даже если их всего, грубо говоря, всего 25% от числа опрошенных, — говорит Волошина.

Непристойные изображения

Существуют и жалобы исключительно на изображение, носящее, по словам заявителей, непристойный характер. Так, в Бердске поступила жалоба на рекламу услуг эпиляции с изображением части девушки в купальнике. Негативный ажиотаж был вызван не столько самой фотографией, сколько ее расположением возле школы. Заявление подал тренер клуба смешанных единоборств Дмитрий Тараторин. Его мнение был опубликовано на портале «Бердск Онлайн»:

«Повесили какие-то аморалы баннер с женскими труселями <…> А через дорогу на ул. Ленина разместили волосатое пузо какого-то дядьки! И это перед праздником 9 Мая. За что воевали наши деды?! <…> Представляете, сколько ребятишек видят это! <…> Сохраним психику наших детей!» — заявил Тараторин.

В окно или в дверь

Магазину бытовой электроники «220 Вольт» в 2016 году было вынесено предписание убрать рекламу, на которой человек, который выглядел как грабитель, залезал в окно этого самого магазина.

— У граждан создавалось впечатление, что он вор и незаконно пролезает в магазин, — комментирует Волохина. — А это способно побудить к противоправным действиям: ну, а чего вы пойдете через дверь, идите через окно.

При этом эксперт ФАС отмечает субъективность такого восприятия: «Если бы точно такой же образ не разбивал окно, а открывал дверь, не было бы и резонанса, настолько все субъективно. При этом люди старшего поколения и видели, в первую очередь, в этом воровство, а молодые люди, наоборот, говорили, что это эпатажная реклама. Но мы прислушиваемся ко всем возрастным категориям граждан. Стоит сказать, что магазин спорить не стал и убрал спорный манекен».

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Все новости Новосибирск
Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуреТренды, 19:52
Почему импортозамещение сегодня кормит всю IТ-отрасльОтрасли, 19:52
«Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены властиПолитика, 19:41
Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалютыКрипто, 19:40
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в СирииПолитика, 19:38
В Якутии упал астероидОбщество, 19:37
В Бургундии утвердили новые премье крюВино, 19:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27
Участник «Времени героев» получил должность в правительстве ПетербургаПолитика, 19:27
«Авангард» подпишет контракт с не заигравшим в НХЛ российским защитникомСпорт, 19:12
Мантуров заявил, что название «Орешнику» придумали «специальные люди»Политика, 19:11
Парламент Южной Кореи вопреки воле президента отменил военное положениеПолитика, 19:09
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, «Гвидон» и IKРБК и Wey, 18:55
Столкновения у парламента и военная техника на улицах. Кадры из СеулаПолитика, 18:50