Перейти к основному контенту
Интервью ,  
0 

Интервью: О проблемах господдержки и перспективах рынка беспилотников

Основатель российской компании, которой пообещали $200 млн инвестиций и льготы для сотрудников в обмен на запуск производства в США, рассказал о развитии своей компании и конкуренции на рынке беспилотных летательных аппаратов

Основатель и глава совета директоров компании ADA Aerospace родился в Новосибирске, закончил НГУ и НГТУ. Александр Милевский дал интервью РБК Новосибирск.

— Авиаконструкторская лаборатория расположена в Казани, офис разработки программного обеспечения и алгоритмов в Новосибирске, центральный офис в Москве. С чем связана такая территориальная распределенность?

— Я родом из Новосибирска, у меня много друзей и коллег из этого города. Когда мы запускали проект, я предложил присоединиться к нему друзьям. Так сформировался бэк-офис, часть компаний, которые в итоге вошли в проект, новосибирские. Это обусловлено не только географией, но и очень высоким уровнем профессионалов, как в программировании и искусственном интеллекте, так и в облачных технологиях. Сегодня Новосибирск — это один из крупнейших IT-кластеров России.

Потом я жил в Казани. Там я участвовал в реализации нескольких проектов, включая проект по беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). И там же у нас находится лаборатория, которая сейчас обрастает молодыми перспективными кадрами. Ну, а Москва — это финансовый и деловой центр России, где находится наш головной офис.

Флагманский продукт компании ADA Aerospace — конвертопланы проекта TRIADA. Аппараты подходят для широкого спектра задач благодаря сочетанию вертолетных и самолетных характеристик, они развивают скорость до 200 км/ч, находятся в полете до 5 часов и преодолевают расстояние до 400 км. Младшая модель конвертоплана стоит от 2,5 млн. руб.

Идея появилась в 2011 году у 14-летнего казанского авиамоделиста Андрея Сабадаша родилась идея создать летательный аппарат, который сочетал бы в себе характеристики самолета и вертолета, но при этом не имел бы их недостатков. С 2013 года Милевский следил за успехами Сабадаша и, оценив разработку, инвестировал в проект личные средства, взяв на себя задачи по развитию бизнеса.

— Откуда привлекали инвестиции на развитие бизнеса?

— Все было сделано на собственные средства учредителей, а также благодаря усилиям всего коллектива, когда мы работали сутками без сна и невзирая на усталость. За это большое спасибо всем участникам команды.

— Получали ли вы поддержку от государства?

— Да о чем вы говорите? После официального запуска проекта от государства и институтов развития компания не получила ни копейки. Мы участвовали в конкурсах. Разработки наших конструкторов занимали первые места, но дальше этого дело не продвинулось. В 2018 году после очередного конкурса «Госстарт» нас лично пригласили в Сколково. Мы стали резидентами в рекордные сроки, около 11 дней потребовалось на принятие решения по заявке. Обычно процедура занимает от месяца до двух, но это был своеобразный рекорд. Это говорит о том, что в нас заинтересованы. Но никаких грантов мы так и не получили.

Сейчас про нас пишут в соцсетях, что мы бюджетные деньги попилили, а теперь якобы бежим в США. Мы развиваем компанию только за счет собственных средств и полностью уходить из России не планируем.

— Расскажите о финансовых показателях компании.

— На текущий момент у нас сплошные убытки, которые мы даже не отражаем по бухгалтерии, потому что вкладываем из собственного кармана. Минимизируем расходы, чтобы вкладывать деньги в развитие. Так, головная компания создана только для вхождения долей в капитал дочерних юрлиц. По сути она «нулевая», а основная деятельность, которую мы отображаем, ведется на компании, которая и стала резидентом Сколково.

Александр Милевский и Андрей Сабадаш
Александр Милевский и Андрей Сабадаш

В большинстве случаев в компаниях используют наемных сотрудников. У нас ситуация обратная.

Почти у всех наших сотрудников есть опционы, каждый понимает, ради чего работает. Кто-то сейчас на постоянной работе в других компаниях, но все свободное время уделяет задачам развития ADA Aerospace.

— Каков объем производства?

— Сейчас мы занимаемся штучным выпуском продукции. Экземпляры предназначены для демонстрации потенциальным покупателям. Уже собрано большое количество предзаказов, мы обратились к нескольким индустриальным партнерам, но даже их мощностей не хватит. На текущий момент нам надо изготовить порядка 3 тысяч аппаратов.

Компания ведет активные переговоры с заказчиками, чтобы не тратить время и силы на запуск собственного производства. Мы предлагаем сделать это в кооперации. Для конечного покупателя — это уменьшение цены, так как часть средств он вкладывает в производство, а часть ему возвращается с последующих продаж. Для нас же это возможность запустить производство на месте и минимизировать логистическую составляющую без больших вложений.

Руководителем и соучредителем компании «АДА БПЛА» является Дмитрий Рыжков. Мажоритарным (51%) владельцем является «АДА Аэроспейс», которая принадлежит Александру Милевскому, миноритарная доля принадлежит Андрею Сабадашу. Все трое являются сооснователями. Компания создана в декабре 2018 года и является резидентом Сколково.

— Кто покупает конвертопланы?

— Заказчики — газо-нефтедобывающие компании; фирмы, занимающиеся мониторингом и безопасностью; предприятия, связанные с сельским хозяйством, геологоразведкой и доставкой грузов.

Наши аппараты имеют ряд преимуществ перед другими, как технически, так и по удобству. Были тестовые полеты с одним из крупных заказчиков, где нужно было облететь довольно большую площадь в тайге. Наши ребята приехали на место, запустили с руки аппарат, который выполнил все задачи и сел прямо в руки, и все это меньше, чем за час. Конкуренты из известной на рынке компании только 4 часа искали место для старта, потому что везде болото и леса, а для запуска им нужна взлетно-посадочная полоса или место для катапульты, чтобы натянуть резину.

Буквально несколько дней назад мы подписали контракт с армянской компанией «Pro MAQ» на поставку нескольких десятков БПЛА, сумма сделки $4,5 млн. Поставки планируются для министерств и ведомств Армении. Если смотреть в целом, то в основном обращаются заказчики из стран бывшего СНГ, далее идут компании из Юго-Восточной Азии. Есть заказчики из стран Латинской Америки и США.

— Есть ли у вас конкуренты в России?

— Есть несколько крупных игроков. Например, Zala Aero Group, входящая в концерн «Калашников». Это действительно специалисты своего дела, но в основном они применяют классические решения либо самолетного, либо вертолетного типа. Компания «ГеоСкан»: они массово представлены на рынке, но эксплуатационные характеристики, на мой взгляд, не соответствуют цене на аппараты. Есть еще небольшие стартапы с прототипами, такие как «Аэроксо» с близкими по идее, но иными по реализации решениями.

Интервью: О проблемах господдержки и перспективах рынка беспилотников

— Вам предложили открыть производство в США. Вы согласились?

— Сейчас идет переговорный процесс. У нас есть понимание, что мы готовы выйти на этот рынок, нам это интересно. Условия очень хорошие, но есть свои нюансы. Если переговоры будут успешны, то компания может получить порядка $200 млн инвестиций в обмен на создание тысячи рабочих мест на территории штата Нью-Йорк и запуск высокотехнологичного производства.

— Получали ли вы похожие предложения от России или других стран?

— От нашей страны мы никаких предложений не получали, кроме того, что нас недавно пригласили «наверх» и пообещали поддержку. А так, несколько стран предложили разместить полноценное совместное производство на их территории на очень хороших условиях. Мы сейчас ведем переговоры со странами Евросоюза, СНГ и Юго-Восточной Азии. В будущем есть планы на Африку, но об этом говорить пока слишком рано.

Интервью: О проблемах господдержки и перспективах рынка беспилотников

— Где для стратапов более доступны инвестиции и финансовые инструменты — в России или за рубежом?

— Попытки у нас в России есть: открыли «Сколково», создали программу Национальной Технологической Инициативы, опять же фонд Бортника и прочие меры поддержки. Это все замечательно, но это не панацея.

Тот подход, который сейчас используется при господдержке инноваторов, значительно уступает общемировым практикам, где условия на порядок лучше.

Например, в ЕС есть программа «Горизонт 2020», где можно получить приличные деньги на очень выгодных условиях. В США предлагают крупные вложения в обмен на создание рабочих мест и достижение не самых сложных показателей в определенные сроки. Вот хорошие специалисты и бегут, а остаются либо убежденные патриоты, либо те, кого не позвали.

При этом в России есть проекты, которые получили серьезное госфинансирование, но часть из них, по сути, ничего из себя не представляют: это просто хайп и нецелевое расходование государственных средств.

Фейковые «стартаперы» освоивают госсредства и прячут концы в воду, а продукта нет. Либо есть только его видимость — красивый мультик. Об этом прекрасно знают в правительстве, и соответствующая работа уже ведется.

— Чего не хватает, чтобы инновационные компании появлялись и оставались в России?

— Нужно полностью пересмотреть отношение к программам поддержки, но не в рамках революционного пути, а в рамках планомерных точечных и комплексных реформ. В первую очередь — нужна адекватная и доступная финансовая поддержка, включая ранние этапы и помощь с запуском в серию рабочих прототипов. Вот, скажите, откуда у рядового стартапа собственные деньги на прототип или запуск производства? В итоге получается, что деньги предлагают, но условия нереальные — ставки неадекватно высокие, при этом требуют обеспечение, софинансирование или залог всего, что у тебя есть. Условия кабальные, и это не про развитие инноваций.

Правильнее использовать венчурный подход, когда, например, на десять посеянных проектов выстреливают два. Причем, последние два «стартапа», как раз все и окупают. А у нас получается так — «мы вам деньги не дадим, пока вы не предоставите гарантии, что вы точно будете успешными».

Потенциальные российские «единороги» утопают в этой государственной расчетливости, так и не успев родиться.

В России есть и другие барьеры. Наш проект оценивала экспертная группа. Но в комиссии в лучшем случае сидят классики, которые хорошо разбираются либо в самолетах, либо в вертолетах. Наше решение, созданное на стыке технологий, им до конца понять сложно — нет таких компетенций.

Есть и случайные люди, поднявшиеся на первой волне доступных грантов и хайпа (так называемые «грантоежки»). У них нет ни серьезных компетенций, ни уникальных решений, но зато есть китайские подделки и страстное желание утопить нас как опасных конкурентов. Хорошо, что таких единицы.

Евгений Радченко, компания «Геоскан», производитель БПЛА:

— Основной проблемой российских производителей беспилотников является перенасыщенность рынка китайскими производителями. Они закрывают практически все ниши рынка своей техникой. Конкурировать с такими компания, как DGI можно, улучшая характеристики своих аппаратов: дальность полета и грузоподъемность. Также развивать можно те ниши, куда китайские производители еще не зашли, например, БПЛА с газоанализаторами или мультиспектральными камерами.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Все новости Новосибирск
Bloomberg сообщил об уходе из Африки крупных транснациональных компаний Бизнес, 15:34
Организаторы раскрыли деловую программу конференции по цифровой экономике Отрасли, 15:31
Должно ли непубличное АО проводить аудит отчетности — ответ экспертов Pro, 15:29
Cовфед утвердил запрет наймодателям соцжилья привлекать коллекторов Недвижимость, 15:28
Ромарио возобновил футбольную карьеру в 58 лет, чтобы сыграть с сыном Спорт, 15:22
В Израиле предупредили о риске появления проблем с ПВО, как у Украины Политика, 15:15
Пожар в здании биржи XVII века в Копенгагене не смогли потушить за сутки Общество, 15:07
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Россияне сообщили, что в аэропорту Дубая им перестали давать воду и еду Общество, 15:07
Эксперты «Тинькофф» назвали главную причину просрочек при оплате ЖКУ Недвижимость, 15:06
Минобороны сообщило об уничтожении складов РДК Политика, 15:05
В Удмуртии дали пожизненное отцу, зарезавшему двух детей из-за развода Общество, 14:59
Президент Грузии пообещала наложить вето на закон об иноагентах ради ЕС Политика, 14:53
«СберМаркетинг» и «Маер» запустили онлайн-калькулятор эффективности мерча Пресс-релиз, 14:50
Сотрудник все время сидит на больничном. Как его уволить Pro, 14:47