Почему банки стали активно заходить в сегмент микрозаймов

За год микрофинансовые организации (МФО) выдали займов более чем на 1,5 трлн руб. Это на 51% превышает показатели 2023 года. Такие данные приводятся в обзоре ЦБ РФ о тенденциях на рынке МФО за 2024 год.
Наиболее активный рост в 2024 году демонстрировали МФО, входящие в состав групп различных финансовых компаний, в том числе банков. По итогам третьего квартала 2024 года показатель выдач банковских МФО впервые превысил выдачи иных МФО. А наибольший вклад в рост объема выдач внесли квазибанковские МФО.
«Опережающий рост банковских МФО по сравнению с остальными МФО во многом связан с более простым и доступным фондированием, поскольку большинство из них привлекают средства внутри группы, в том числе используют банковское кредитование, что позволяет быстрее наращивать объемы выдач», — сказано в обзоре Центробанка. — Кроме того, процентные ставки по займам банковских МФО по большинству продуктов ниже (в среднем на четверть), чем у остальных компаний на рынке, что делает их более привлекательными для граждан».
Почему растет интерес банков к сегменту МФО
Как рассказал генеральный директор МКК «Академическая» (сервис «ВебЗайм») Константин Шарапов, интерес связан с тем, что регуляторные требования в сегменте МФО остаются ниже банковских.
«Заходя на рынок микрокредитования, они, во-первых, сохраняют клиентов, которым вынуждены отказывать в выдаче банковских продуктов, а во-вторых, могут увеличить одобрение за счет большей полной стоимости по займу. Полагаю, что у банков и банковских МФО будет расти интерес к BNPL-сервисам (рассрочка), поскольку на них не распространяются макропруденциальные лимиты», — считает эксперт.
Спикер добавил, что экспансия банковских МФО на рынке ощущается: об этом свидетельствуют данные рэнкингов, где «дочки» банков показывают выдающиеся результаты и постепенно становятся лидерами. Но работают они, в первую очередь, с собственной клиентской базой. А бизнес-модели классических МФО построены на работе с небанковским сегментом и основаны на больших риск-аппетитах при очень качественной оценке входящего потока.
«С учетом ужесточения макропруденциальных лимитов (МПЛ) в 2024 году, рынок МФО (без банковских «дочек») увеличился на 17%, а в рамках наших ожиданий и прогнозов и вовсе не мог расти большими темпами. 30% рост был бы достижим при отсутствии ужесточений от ЦБ, а это значит, что банковские МФО растут только на отказном банковском трафике, не соперничая с классическими МФО», — пояснил Константин Шарапов
Поэтому, по его мнению, на данный момент прямой конкуренции между игроками, работающих с со стандартными микрокредитными продуктами — PDL и IL-займами, пока нет.
Генеральный директор Moneyman Артем Быков также считает, что динамика роста банковских МФО и МФО маркетплейсов связана с увеличивающимся отказным клиентским трафиком, в сохранении которого в своем периметре они заинтересованы. «Сказывается и то, что банки активно масштабируют направление МФО для тестирования на их базе продуктов и решений с перспективой внедрения уже в самих банках», — добавил эксперт.
По его словам, конкуренцию можно скорее охарактеризовать, как косвенную. Таким образом, пересечение аудиторий банковских и классических МФО не является критичным.
Что касается МФО маркетплейсов, то спикер в числе факторов для роста выдач МФО маркетплейсов назвал интенсивное развитие электронной торговли, при этом такие МФО могут предлагать заемные средства и покупателям, и продавцам, работающим на площадке.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка онлайн-торговли в 2024 году достиг 9 трлн руб., увеличившись на 41% по сравнению с предыдущим годом.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте