Депутаты региона и правительство — о причинах неосвоения бюджета
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко представил на 23 сессии законодательного собрания доклад об исполнении регионального бюджета за 2021 год, а также предложил поправки в бюджет на 2022 и плановый период 2023-2024 годов.
Согласно докладу министра финансов, в 2021 году доходы бюджета превысили расходы за счет неосвоения 15,5 млрд руб. В качестве основных причин он назвал сложности с проектно-сметной документацией, прохождением государственной экспертизы, экономию по обслуживанию госдолга, расходы, носящие заявительный характер, проблемы поставщиков и подрядчиков, экономии по торгам и несостоявшиеся торги.
Депутат Вячеслав Илюхин возмутился такому объему неиспользованных средств.
«То есть, деньги эти у нас оказались лишними? Я не думаю, что у нас все так хорошо, что они лишние. Долг только перед перевозчиками у нас 80 млн руб. по пассажирским перевозкам», — высказался Илюхин.
Он отметил, что в 2020 году по капитальным вложениям полностью выполнены и профинансированы работы на 25,5% объектах, а в 2021 году — на 8,2% объектов. При этом в прошлом году на 60% объектов работы выполнены менее, чем на 30%.
«У нас ситуация ухудшается. Я хочу понять: почему?». — добавил парламентарий.
Он отметил, что в этом году уровень исполнения бюджета сопоставим с показателями за первое полугодие прошлого года. «Примерно те же самые цифры. Доходная часть порядка 47%, расходная — порядка 34%. Если так пойдет и дальше, то у нас есть основания полагать, что в этом году мы увидим ту же самую картину — бюджет не будет исполнен», — сказала Илюхин.
Министр финансов ответил на слова Илюхина, сказав, что одной из причин неосвоения денег в 2021 году стала инфляция. «Поэтому Правительство Российской Федерации, начиная с июня, корректировало нормативно-правовые акты, которые позволили бы не породить долгострои, не выйти на расторжение контрактов и иметь возможность корректировать существенные условия договоров из-за объективного роста цен на строительные ресурсы. Однако это не могло не повлиять на задержку проведения работ», — высказался Голубенко.
По его словам, Минстрой Новосибирской области не освоил ассигнования на строительстве школы на ул. Большевистской, амбулатории в Верх-Туле, бассейна на ул. Воинской, многофункциональной ледовой арены, детского сада в Чанах. Неисполнение бюджета по этим объектам составило 1,1 млрд руб.
Заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко отметила, что в 2019 году на реализацию программы газификации в регионе было выделено более 400 млн руб. Впоследствии депутаты пришли к выводу о необходимости увеличения расходов по этому направлению.
«Подводя итоги 2021 года, мы видим, что на газификацию было выделено 164 млн руб. Понятно, что сейчас реализуются новые механизмы по инициативе президента, но эти механизмы работают с ноября прошлого года. Для сравнения в 2021 году на два проекта ГЧП было предусмотрено более 3 млрд руб. и не освоено 2,5 млрд руб. по причине отсутствия проектной документации», — высказалась Диденко.
Депутат Вадим Агеенко отметил, что половина неосвоенной суммы в прошлом году суммы приходится на отсутствие проектно-сметной документации и неготовность. «Не значит ли это, что министерства плохо работают? Как правило торги проводят в марте-апреле. Даже если что-то пошло не так, то можно было бы перераспределить. Слишком большой процент документации. Проблема с контрагентами — это что?», — задал вопрос парламентарий.
Его вопрос парировал губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
«В докладе министра и в презентации было четко показано, из чего состоят эти цифры. 15,5 млрд руб. — это не неосвоение, это профицит, сложившийся по итогам 2021 года. Он сложился действительно, в том числе из-за неосвоения. Но значительная часть этого профицита — 5,5 млрд руб. — это дополнительные доходы, которые мы получили преимущественно в третьем и четвертом квартале прошлого года. Мы их просто не успели потратить. Эти деньги позволили в этом году нам принимать новые расходные обязательства», — сказал губернатор.
Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев указал на необходимость своевременной корректировки и разработки проектно-сметной документации для завершения строительства и ввода в эксплуатацию социальных и коммунальных объектов.
«Бурное обсуждение депутатов вызвало неисполнение бюджета по строительству. Можно искать разные причины — ковид, проектно-сметная документация, — тем не менее, всех интересуют сроки ввода социально значимых объектов. Об этом говорилось и на публичных слушаниях, и на заседаниях комитетов Законодательного Собрания. Нормальная реакция депутатов: когда есть невыполнение, неосвоенные деньги, мы задаем вопросы», — вторил ему председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
Изменения в закон «Об областном бюджете Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов» предусматривают увеличение доходной части областного бюджета на 2022 год до 258,1 млрд руб., расходной — до 283,2 млрд руб.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте