В новосибирских компаниях резко выросло число учредителей из Африки
В комментарии, предоставленном РБК Новосибирск представителями Управления федеральной налоговой службы по Новосибирской области, указано, что за два с половиной года число компаний, зарегистрированных в Новосибирске и имеющих в числе учредителей юрлица, зарегистрированные в оффшорах, достигло 294. При этом в прошлом году по сравнению с 2016 годом наблюдался рост их численности с 85 до 160 компаний, то есть на 88%.
Чаще всего учредителями новосибирских компаний становятся юрлица с Сейшельских островов: это островное государство в Восточной Африке стало местом регистрации 83% офшорных учредителей для новосибирских компаний. За год число таких африканских учредителей выросло в 2,5 раза, — с 53 до 133 компаний.
Также в списках офшоров традиционно популярный Кипр, Виргинские и Бермудские острова. В 2016 году практически четверть учредителей была зарегистрирована в Панаме, в 2017 году такая компания лишь одна.
По словам источника РБК Новосибирск в среде юристов, специализирующихся на банкротстве, ввод в состав учредителей представителей оффшоров — один из популярных методов так называемой «альтернативной ликвидации». По словам директора юридической компании «Финправ» Вадима Бадмаева, подобная методика работает до сих пор. «Представители ИФНС пытаются с этим бороться, например, через отказы в регистрации, часто необоснованные. Я слышал историю, когда компании отказали во введении учредителя из оффшора из-за отсутствия у него ИНН».
Кроме этого, по словам Бадмаева, целю введения в учредители юрлиц из оффшоров может быть сокрытие информации о бенефициарах крупных компаний. «Популярность Сейшельских островов объясняется тем, что на текущий момент это один из недорогих и простых оффшоров с точки зрения оформления, а вот Кипр с точки зрения защиты информации свои позиции утратил»
Анна Левенсон, генеральный директор ООО «Сибирская Юридическая Компания — Аудит»:
В связи с тем, что у налоговых органов есть большой арсенал инструментов для препятствования недобросовестным действиям по «сбрасыванию» компаний, то и методы такой «ликвидации», видимо, меняются. Статистики налогового органа показывает, что схемы продолжают работать. Недавно видела крайне забавный случай — фирма «продана» гражданину африканской страны и прекратила работу.
Тенденция такова: в связи с том, что у налоговых органов появились новые возможности по работе с брошенными компаниями, жесткие контроли при ликвидации, а также рабочие механизмы привлечения к субсидиарной ответственности прежних руководителей и собственников, то сами эти схемы перестали быть решением всех проблем.