Взлетаем: что повлияло на рост цен авиабилетов в Новосибирской области
Стоимость полета в салоне самолета экономкласса в расчете на 1 тыс. км в августе в Новосибирской области составила 5574,66 руб., что на 25,2% больше в сравнении с августом 2023 года. Однако это на 23,4% меньше, чем в июле текущего года. С января по август 2023 года динамика стоимости авиабилетов в регионе составила 34,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такими данными с РБК Новосибирск поделились в Новосибирскстате.
По данным Росстата, за шесть месяцев 2024 года средняя стоимость полета по России в салоне самолета экономкласса в расчете на 1 тыс. км пути составила 7363 руб. Это на 17% больше в сравнении с показателем такого же периода 2023 года.
По итогам первого полугодия этого года в сравнении с таким же периодом прошлого года цены на авиабилеты выросли на 32%. Об этом РБК Новосибирск рассказали в пресс-службе финансового маркетплейса «Сравни».
«Самый высокий скачок произошел в мае, когда тарифы выросли рекордно на 28%, достигнув 6972 рубля за тысячу километров в экономклассе. В этот период происходит подготовка ко всему отпускному сезону, — рассказали в маркетплейсе. — Пик ценообразования случается в августе, что обуславливается концом туристического сезона, а также активностью отдыхающих, которые предпочитают отдыхать вне сезона».
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что стоимость тарифов авиакомпаний зависит от инфляции и сезонных колебаний, причем второй фактор выражен ярче первого.
«Главным драйвером авиаперевозок в России являются полеты граждан в места массового отдыха: на курорты Черного моря, в Турцию, Таиланд. Соответственно, в месяцы наибольшей популярности полетов в отпуск и цены на авиабилеты в среднем достигают максимума. Пик — в июле и августе, минимум — ноябрь и февраль. Я говорю «в среднем», потому что горнолыжные курорты имеют другую динамику тарифов, зимние направления, такие как ОАЭ или Египет, также не совпадают по времени пиков с Сочи или Минеральными Водами», — рассказал Пантелеев РБК Новосибирск.
Он добавил, что издержки авиакомпаний увеличиваются, «причем практически по всем статьям расходов». Кроме того, растет покупательская способность населения в связи с ростом зарплат, «в том числе довольно существенного роста доходов некоторых категорий граждан, которые ранее не могли себе позволить полеты».
«Второй фактор даже важнее первого — если пассажиры готовы платить больше, авиакомпании будут повышать тарифы даже более высокими темпами, чем будут расти их расходы. В противном случае, когда у пассажиров нет возможности летать по высоким ценам, авиакомпании не смогут переложить свои расходы на клиентов и будут нести убытки, — рассказал Пантелеев. — Но еще раз повторюсь, сегодня пассажиры готовы платить за полеты, они голосуют рублем за возможность быстро перемещаться из пункта А в пункт Б. Об этом свидетельствует рост объемов перевозок в 2024 году».
Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам шести месяцев 2024 года вырос на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до более 51 млн перевезенных пассажиров, следует из уточненной статистики Росавиации, с которой ознакомился РБК.
Спикер затруднился спрогнозировать динамику стоимости цен на авиабилеты. По его словам, стоимость билетов в бизнес-классах зависит от деловой активности в регионах и от доходности бизнеса компаний, в этих регионах работающих.
«Международное сообщение чувствительно по цене к колебаниям курса валют. На любых направлениях появление новых игроков усиливает конкуренцию и, как правило, снижает стоимость билетов, либо замедляет темпы роста цен. Наконец, на межрегиональных линиях включение того или иного направления в программу субсидирования позволяет существенно сократить цены на билеты, исключение из программы субсидирования либо приводит к росту цен, либо оборачивается прекращением полетов по этой линии», — прокомментировал Пантелеев.
Он предположил, что до конца года рост цен на авиабилеты год к году может составить 20%, «если на макроэкономическом уровне ничего не изменится».
«Ключевой фактор, влияющий на спрос на полеты и на способность авиакомпаний продавать билеты дорого — сохранение высокого уровня государственных расходов. Это позволяет поддерживать на относительно высоком уровне доходы населения и способность граждан покупать авиабилеты, — прокомментировал Пантелеев. — Второй фактор, который не проявится в 2024 году, но будет влиять в середине десятилетия — дефицит провозных емкостей. Пока авиакомпании не начали получать новые российские самолеты и не имеют возможности приобретать подержанные воздушные суда, флот не будет увеличиваться, скорее будет происходить постепенное сокращение количества доступных провозных емкостей. А дефицит предложения в рыночной экономике всегда приводит к росту цен. В нерыночной экономике цены удержать можно на любом уровне, но только билетов в продаже на пиковые даты не будет».
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте