Подробности: как проходит дистанционное обучение в школах Новосибирска
В Новосибирске 206 школ с 6 апреля уже перешли на дистанционный режим обучения, так учатся более 176 тысяч школьников. У 90% учащихся есть все условия для удаленного образования. При этом из-за большой нагрузки на сервера система регулярно висит, что затрудняет образовательный процесс.
«Мы в курсе большого количества обращений от родителей — они все будут отрабатываться. В течение этой недели мы будем стараться выправить ситуацию и отладить работу системы дистанционного обучения, — прокомментировал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. — Образовательный процесс запущен, учителя контактируют с учениками, школы выстраивают систему обучения».
Сейчас дистанционное обучение в Новосибирске ведётся на нескольких платформах: это сетевая дистанционная школа Новосибирской области, ЯКласс, Яндекс. Учебник, Учи.Ру, РЭШ, Moodle. Уроки ведутся через видеоконференции на Zoom.
У образовательных организаций разные технические возможности, поэтому процесс выстроен по трем моделям.
Первая — исключительно на основе дистанционных технологий. Вторая — учебные материалы и задания передаются ученикам через электронную почту, мессенджеры и файлообменники, применяется для школ, где скорость Интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени. Третья модель, касающаяся, в первую очередь, сельской местности, допускает посещение малокомплектных школ при строгом соблюдении всех санитарных требований. Также допускается возможность организовать подготовку и передачу заданий через классных руководителей.
Директор Лицея № 9, Екатерина Калинина, рассказала корреспонденту РБК Новосибирск, что удаленно проходят и предметы, предполагающие физическую работу: физкультура и технология. Учителя подбирают для детей комплексы домашних упражнений, выдают задания по технологии.
Калинина подтвердила, что первая неделя была напряженной для родителей, особенно учеников начальной школы. «При этом мы стремимся к тому, чтобы снизить нагрузку на родителей. Их задача — наладить процесс, режим, научить, куда входить и как подключаться, проконтролировать вовлечение ребенка в дистанционное обучение», — отметила директор лицея. Удаленные занятия в лицее вместо двухсменки в обычном графике сейчас проходят в одну смену.
Преподаватель истории Егор Киреев отметил, новый формат интересен для учителя и детей. «Они придумывают новые форматы взаимодействия, позитивно настроены, — отметил он. - Дисциплину контролировать в чем-то легче, в чем-то сложнее. Дети могут чатиться между собой, при этом их личное общение все же затруднено. Плюс бывают моменты, что у детей отключено видео или аудио, затруднен контакт».
Киреев отметил, что новый формат требует от преподавателя новых компетенций — подготовить презентацию так, чтобы она была сжатая, компактная, в то же время наглядная.
«Есть такая проблема, — согласился с Киреевым министр Федорчук. — У нас не все педагоги готовы одинаково, это испытание не только для родителей и детей, но и для учителей. Это требует определенного изменения в подготовке к уроку, преподавателям надо адаптироваться».
Министр в рамках брифинга рассказал журналистам о других проблемах, многие из которых должны решаться на федеральном уровне. Не хватает мощности систем, надо усиливать большие сервера, но эта задача решается даже за год, это крупные суммы. В перспективе нужно рассматривать укрепление материально-технологическкой базы школ, ресурсное обеспечение, в том числе и электронными платформами.
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть сообщил, что в Новосибирске решено разработать свою платформу дистанционного преподавания. Этот продукт поможет работать не только в критических ситуациях, как сейчас, но и станет следующим технологическим шагом в методике образования.
Федорчук подчеркнул готовность администраций школ и учителей к диалогу. Напимер, если семья многодетная, в школе постараются так составить расписание, чтобы все могли учиться. Некоторые учителя говорили корреспонденту РБК Новосибирск, что ведут запись урока и выкладывают ее в сеть, чтобы ребенок сам или вместе с родителями мог пересмотреть запись, чтобы закрепить материал.
«Тенденция на дистанционное образование — это всерьез и надолго, школа должна быть готова всегда перейти в такой формат работы, — сказал Михаил Федорчук. — Мы запустили процесс и оценили количество и масштаб проблем. Зависают платформы, не справляются файлообменники из-за того, что вся страна занимается на дистанционке. Данный этап требует терпения, однако мы и сейчас стараемся отладить работу так, чтобы этих проблем избежать».