Вопрос недели: как отучить россиян звонить Путину?
В четверг, 7 июня, прошла очередная прямая линия с президентом России Владимиром Путиным.
«Люди массово стараются «прорваться к Путину» из-за представления о «хорошем царе», который единственный способен окоротить «плохих бояр», и до него поэтому обязательно надо достучаться», — полагает московский политолог Аббас Галлямов. — Это один из главных национальных архетипов. Надежды на бюрократическую вертикаль у них нет. В сегодняшней России вообще очень странным образом сочетаются тотальное недоверие к политической системе и абсолютная вера в Путина, который эту систему создал и возглавляет», — уверен эксперт.
РБК Новосибирск обратился к экспертам, бизнесменам и депутатам с вопросом: что надо сделать, чтобы «звонок Путину» перестал быть главной надеждой недовольных россиян?
Александр Козлов, депутат Законодательного собрания НСО, зампредседателя комитета по соцполитике:
— Подобные прямые линии порождают систему безответственности чиновников любого ранга. Люди думают, что только президент может решить назревшие проблемные вопросы.
Это неверный подход. Президент должен решать вопросы, которые приходят к нему через институты власти. С одной стороны, это хорошо, но каждый должен сам отвечать за свой участок работы. Кроме того, правительство или министры могут на некоторые вопросы ответить более профессионально. Задачи президента — гарантировать реализацию конституции в стране и следить за исполнением своих указов.
Сергей Трапезников, директор ООО «Родники Сибири», член комиссии по вопросам развития науки и образования Общественной палаты Новосибирской области:
— Отучить людей невозможно, но можно снизить количество обращений в десятки раз за счет улучшения работы региональных властей. Сейчас они работают по каким-то критериям эффективно, но, видимо, неэффективно с точки зрения людей. Между тем люди видят, что первое лицо является гарантом исполнения любых поручений.
В сложившейся системе, как и в любой другой, всегда будут находиться люди, которые будут обращаться к президенту с просьбой решить свои проблемы.
Александр Бурмистров, депутат новосибирского горсовета:
— Нужно передать финансирование и реальные полномочия по решению вопросов местного значения в муниципалитеты. А у нас даже детские площадки во дворах ставятся по федеральной программе! Сейчас главная задача любого руководителя — привлечь от начальников более высокого уровня финансирование на свою территорию. В селе без главы района не залатать яму на центральной площади, в мегаполисе без поддержки президента — не открыть новую станцию метро. С точки зрения стабильности и управляемости работа в таком ручном режиме понятна, с точки зрения задач развития — уже нет. На местах мало что решается. Люди это видят, вот и звонят президенту. К кому им еще обращаться?
Олег Щербаненко, директор «Городского центра развития образования»:
— Отучать не нужно и невозможно это сделать. Это национальная черта, общая «забава». Вот приедет барин, он нас рассудит.
Доверие людей первому лицу государства обусловлено исторически. Много поколений наших граждан так воспитывалось — это закрепилось на генетическом уровне. И это нормальная черта, русскому человеку нужно в кого-то верить.
Пройдет еще некоторое время, сменится несколько поколений, и эта черта сама уйдет по объективным обстоятельствам.
Денис Иванов, ресторатор:
— Раз россияне звонят президенту, раз такие линии проводятся — значит такая форма взаимодействия нужна. Хотя я считаю, что любой человек должен проблемы решать внутри собственной системы. Например, обратиться в общественную приемную губернатора или мэра. Может люди просто не знают или не верят, что обращение к местным властям может помочь в решении проблемы. Но практика показывает, что подобные жалобы рассматриваются и власти стараются выполнить все, что в их силах.
Игорь Украинцев, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика»:
— Пока такой формат присутствует, наверное, отучить невозможно. Потому что это обусловлено психологией человека «верой в Деда Мороза». Кто-то вырастает и перестает в него верить, а кто-то продолжает надеяться на то, что волшебник может подарить какое-то большое благо. При этом ситуация парадоксальная: есть общая усталость и неверие людей в эффективную работу системы, но в то же время надежда на то, что именно президент их проблему может решить.
Если, конечно, прямую линию запустить на постоянной основе: раз в месяц, раз в неделю, от нее устанут. Только тогда люди перестанут писать и звонить президенту.
Александр Новокрещенов, профессор кафедры государственного и муниципального управления СИ РАНХиГС:
— Вопросы действительно решаются, поэтому ничего с этим делать не нужно. Обращения к губернатору или мэру не действуют так эффективно, в отличие от обращений к президенту, у которых постоянно положительный эффект. Проблема в разнице уровней. Можно попросить что-то у властей своего региона, но они ответят, что «средств нет». В то время как президент может дать поручение, которое необходимо будет исполнить.
Субъект федерации обладает ограниченными финансовыми ресурсами, которые строго регламентированы. Поэтому местные власти несколько связаны по рукам в вопросе решения особенно острых проблем, если те не подпадают под какую-то категорию запланированных финансовых трат.
Дмитрий Прибаловец, депутат новосибирского горсовета:
— Чтобы перестали звонить Путину, необходимо улучшить работу муниципальных и областных органов власти. Сами вопросы можно разделить на две категории: требующие федеральной помощи и те, которые можно решить силами местной власти.
Если бы руководство субъекта федерации учредило похожую прямую линию, то это поспособствовало снижению входящих вопросов к главе государства.
Также было бы неплохо устроить аналог такой линии с участием всех глав субъектов, чтобы они смогли обратиться к президенту с насущными проблемами.
Читать по теме: Достучаться до Кремля: на кого россияне жалуются президенту