Эксперт оценил новую возможность подачи заявления на кредитные каникулы
Члены экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг при Банке России предложили дать возможность подавать заявления об ипотечных и кредитных каникулах через портал «Госуслуги».
По их мнению, такая возможность сделает эту процедуру более прозрачной и удобной для граждан, а также повысит эффективность надзора за защитой прав заемщиков.
Как рассказал РБК Новосибирск генеральный директор МКК «Академическая» (сервис «ВебЗайм») Павел Волков, кредиторы смогут получать достоверные данные напрямую и в полном объеме. Однако пока неясно, как будет проходить проверка на соответствие заемщика условиям предоставления кредитных каникул, и будет ли она реализована на этапе подачи заявки.
«Но в любом случае мы, как кредитная организация, сохраняем за собой право запрашивать подтверждающую информацию от клиента, если у нас возникнут вопросы. В случае обнаружения несоответствия в данных, заявка будет отклонена, а клиент потеряет время и будет вынужден экстренно искать альтернативные способы решения своих финансовых проблем», — добавил собеседник.
Кредитные каникулы, по мнению эксперта, в основном рассчитаны на крупные и долгосрочные займы. А реструктуризация по микрозаймам для клиента в таком случае скорее невыгодна.
«Представим ситуацию: клиент оформляет займ на 10 тысяч рублей со ставкой 1% в день, но впоследствии испытывает трудности и оказывается неплатежеспособным. Закон на его стороне, мы одобряем заявку на кредитные каникулы, но задолженность никуда не пропадает и проценты продолжают начисляться, хоть и по сниженной ставке, и с отсрочкой на полгода. Ирония в том, что микрофинансовый рынок и сейчас предлагает альтернативные варианты по реструктуризации, но клиенты не обращают на них внимание или видят в них какой-то подвох, хотя на деле они гораздо выгоднее кредитных каникул», — пояснил Павел Волков.
В 2020 году услуга подачи документов на кредитные каникулы в электронном виде через портал госуслуг была доступна в пилотном режиме заемщикам банков, которые ранее подключились к сервису ЕПГУ. Но идея не была реализована. По мнению собеседника, поскольку проект был пилотным, а значит реализованным в короткие сроки, то его технические и информационные системы могли быть недостаточно готовы.
«Наш опыт в пандемию показал, что клиентам было проще и логичнее обращаться к нам напрямую, поскольку именно наш сервис онлайн-займов выдавал средства. Те, кто подавал заявку через Госуслуги, должны были в электронной форме выбрать организацию из списка, а если она там отсутствовала — связываться с кредитором лично», — заключил он.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте