Интервью: как стать социальным предпринимателем, и почему это выгодно
Социальное предпринимательство — это стремление помочь уязвимым категориям граждан с помощью бизнес-подхода. В России оно начало развиваться с 2008 года, когда был создан фонд «Наше будущее». Его основал Вагит Алекперов, президент и совладелец компании «Лукойл». Фонд оказывает целевую поддержку социальным предпринимателям по всей стране. Организация стала инициатором создания центров по всей России, через которые государство взяло бы на себя кураторство этой темы. С 2013 года власти стали создавать Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) по всей стране. Сейчас их порядка 40.
В Новосибирске такую организацию создали только в текущем году. Центр возглавила Оксана Козырева, которая ранее пять лет руководила алтайским ЦИСС. По ее словам, ЦИСС позволяют добиться максимальной эффективности при работе предпринимателей с властями за счет живого общения и понимания нужд бизнеса.
— Оксана Николаевна, в последнее время понятие социального предпринимательства все чаще встречается в медиапространстве. Почему интерес возник именно сейчас?
— Я думаю, это закономерное развитие этой сферы — центров инноваций социальной сферы становится все больше, а одной из основных их задач является популяризация социального предпринимательства. Кроме этого, с 2019 года вступили изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в части внесения блока по социальному предпринимательству. Там объясняется, что такое «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Также эти поправки говорят о формировании с 2020 года реестра социальных предприятий.
— Какая мотивация у людей становиться социальными предпринимателями?
— Зачастую это персональная история, когда личная боль становится мотиватором. Есть люди, которые заходят в эту сферу, исходя из своих компетенций, которые приобретаются опять же из личного опыта. У меня на Алтае была история, когда женщина не могла найти профессиональную сиделку для матери. В итоге, она сама решила заниматься патронажем, купила франшизу службы «Добрые люди» и в ней работает.
Социальные предприниматели — это отдельная группа бизнесменов, которые с одной стороны имеют личную историю и хотят помогать, с другой стороны все же остаются бизнесменами.
— То есть, как и любые предприниматели, хотят заработать денег?
— Именно. Бизнес должен быть доходным, иначе зачем им заниматься? На образовательных программах мы всегда учим, что нужно контролировать финансы. Хотя некоторые предприниматели из этой сферы не любят считать свои деньги. Но нужно понимать, что это не благотворительность. Если доброе дело не приносит дохода, то это не социальный бизнес.
Полную версию интервью читайте в материале РБК+