ОСАГО по-новому: что изменится для новосибирских водителей
За первое полугодие жители Новосибирской области, чьи машины пострадали в авариях, получили почти два млрд руб. по полисам ОСАГО.
Средняя сумма выплаты — 79,9 тыс. руб., что на 17% больше, чем годом ранее, сообщили в пресс-службе Сибирского ГУ Банка России
За шесть месяцев текущего года жители региона заключили почти 360 тыс. договоров ОСАГО, заплатив за них 2,1 млрд руб. Половину полисов купили в электронном виде.
Новосибирские водители стали реже попадать в аварии, но урон стали оценивать выше: при сокращении количества урегулированных страховых случаев на 3% объем выплат вырос на 8,7%. ▼
Новые правила
5 сентября 2020 года в России вступило в силу указание Центробанка, которое позволит страховщикам назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения.
На стоимость полиса ОСАГО будет влиять наличие у водителей грубых нарушений правил дорожного движения, таких как управление транспортным средством в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу, оставление места ДТП.
«Около 75% автомобилистов ездят аккуратно и по правилам, но при существующем при усреднении тарифа, оплачивают убытки от менее аккуратной категории, — комментирует Эдуард Коложвари, доцент кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ. — Кроме того, ситуация различается в регионах — кое-где выплаты по ОСАГО являются своеобразной формой социальной защиты, все это приводит к недоступности полиса ОСАГО и наиболее рискованная часть водителей позволяет себе ездить вообще без него». ▼
Базовую ставку теперь будут устанавливать индивидуально для каждого водителя, но в границах тарифного коридора, который расширен еще на 10% вверх и вниз. Нижняя планка для владельцев легковых автомобилей — физических лиц опустится с 2746 рублей до 2476 рублей. А верхняя вырастет с 4942 до 5436 рублей. Для владельцев — юридических лиц тарифный коридор расширится на 20%, как вверх, так и вниз, настолько же шире он будет и для владельцев грузовиков.
«Коэффициент за грубые нарушения ПДД еще не работает, поскольку еще не внесены изменения в правила межведомственного информационного взаимодействия, — пояснила преподаватель кафедры финансового рынка и финансовых институтов НГУЭУ Юлия Няшина. — Изменения в правительственное постановление об обмене информацией в ОСАГО проходят последний этап согласований. Как только изменения вступят в силу, а сервис на стороне МВД начнет действовать, страховщики будут применять новый коэффициент за грубые нарушения ПДД при расчете тарифа».
Свои критерии
Закон также дает страховщикам право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов.
Как рассказал РБК Новосибирск председатель Сибирской Межрегиональной Ассоциации Страховщиков Василий Зуев, нововведения приведут лишь к незначительной разнице в стоимости ОСАГО. Для тех водителей, которые очень часто и злостно нарушают правила дорожного движения, стоимость изменится в большую сторону, а для тех, кто не нарушает и соблюдает ПДД — в меньшую.
«Не думаю, что они будут злоупотреблять этим правом, но если такое и будет, то обязательно найдет свое отражение в дальнейшем, так как страховщики потеряют много добросовестных клиентов, — уверен Зуев. — Страхование это чувствительная отрасль бизнеса, здесь работает не только реклама, но и рекомендации. Риски для компаний — отток добросовестных клиентов, откат компании в напряженную зону с убыточным портфелем, на что быстро обращает внимание регулятор».
Он добавил, что те страховые компании, кто подойдет к новым правилам более взвешенно, сделают тариф более индивидуализированным и сумеют его сбалансировать, смогут улучшить свои финансовые показатели.
Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств. Согласно новым правилам, страховщики при определении водителя могут учитывать такие факторы, как семейное положение, наличие детей и другие, влияющие на степень риска. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.
Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.
Коложвари назвал еще две актуальные тенденции. В России формируется база страховых данных в виде АИС ОСАГО 2.0, которая должна собирать все сведения о водителях и их страховой истории. «Важно, чтобы она формировалась ответственно и не давала сбоев и неверных фактов, — отметил эксперт. — Вместе с реформой ОСАГО ужесточаются требования к прохождению техосмотра транспортного средства»