За год резко выросла доля новосибирцев, получавших звонки от мошенников

В прошлом году в Новосибирской области 58% пользователей получали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, следует из предварительных данных приложения Kaspersky Who Calls, имеющихся в распоряжении РБК Новосибирск. При этом спам-звонки получали подавляющее большинство пользователей в регионе ― 94%. Годом ранее доля пользователей, которым поступали звонки от мошенников, составляла 39%, доля спам звонков практически не изменилась.
Новые сценарии
Как пояснял РБК Новосибирск старший аналитик Kaspersky Who Calls Виталий Воробьев, телефонное мошенничество остается одной из наиболее актуальных цифровых угроз, а злоумышленники постоянно совершенствуют свои схемы, делая их все более изощренными.
«Например, в последние месяцы мошенники начали использовать новый сценарий обмана. Сначала они представляются сотрудниками ЖКХ и запрашивают нейтральные данные вроде показаний счетчиков. Если человек продолжает общение, злоумышленники сообщают о необходимости замены оборудования, для чего предлагают записаться через личный кабинет, используя одноразовый код. Так они получают доступ к аккаунту жертвы и могут запросить от ее имени какую-либо справку, которая не требует дополнительного подтверждения», — рассказал Воробьев.
После этого, через несколько дней, мошенники снова выходят на связь, теперь уже в роли представителей регуляторов, и пугают жертву якобы оформленным на ее имя кредитом. Далее схема развивается классическим способом — преступники пытаются убедить человека передать им деньги, подтвердить транзакцию или предоставить доступ к онлайн-банку, пояснил эксперт.
Многоступенчатые атаки
Помимо этого, эксперты фиксируют и другие методы обмана. По словам Воробьева, среди них — многоступенчатые атаки с предварительной перепиской в мессенджерах, рассылка вредоносных программ под видом полезных приложений, а также звонки с иностранных номеров, замаскированных под региональные.
«В некоторых случаях мошенники даже используют дипфейки, подделывая голос или изображение знакомых, чтобы вызвать у жертвы доверие и ускорить принятие решений», — говорит Воробьев.
По словам эксперта, несмотря на эволюцию схем, ключевой инструмент злоумышленников остается неизменным — это методы социальной инженерии. Они создают ощущение срочности, давят на страх, не оставляя времени на обдумывание ситуации. Важно помнить, что официальные представители банков, государственных структур или регуляторов никогда не запрашивают конфиденциальные данные, не требуют установки неизвестных приложений и не просят совершать финансовые операции под давлением.
«Чтобы защитить себя от телефонного мошенничества, рекомендуем прерывать разговор при малейших подозрениях на обман и не перезванивать на неизвестные номера. Не передавать конфиденциальные данные — пароли, коды из SMS и push-уведомлений, данные банковских карт. спользовать инструменты для защиты — например, определители номеров, которые помогут распознавать спам и мошеннические вызовы», — подытожил эксперт.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте