На части Красного проспекта предложили изменить схему движения
Инициативная группа жителей Новосибирска направила председателю регионального Заксобрания Андрею Шимкиву обращение с вариантами решений проблем, с которыми сталкиваются пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ), в частности электросамокатов. Так, одно из предложений подразумевает изменение схемы движение транспорта на проезжей части от ул. Колыванской до ул. Максима Горького.
«Выделенная полоса на Красном проспекте между улицами Максима Горького и Колыванской шире 5 м. Оставшиеся две полосы — 3,75 м. Давайте сузим автомобильные полосы до 3,25 м, а выделенную полосу для общественного транспорта до 3,5 м. Так мы освободим 3 м, в которых получится разместить велополосу и отделить ее от проезжей части широкой разметкой», — говорится в обращении.
Основные опасности для СИМ
При составлении обращения активисты опирались на данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ о дорожно-транспортной аварийности за 2021 год. Согласно им, 59% ДТП с участием велосипедистов и 68% ДТП с участием СИМ происходит на перекрестках, пешеходных переходах и выездах с прилегающих территорий. Для того, чтобы разграничить потоки и предотвратить возникновение ДТП, достаточно разделить потоки, разделив их разметкой.
«Водителю СИМ очень сложно ответить на вопрос «кто я?». Когда весь Новосибирск будет покрыт капитальными велодорожками, это будет обособленная роль с собственной стратегией взаимодействия с другими участниками движения», — говорится в обращении.
Опасны выходы из парков, дворов, территорий школ. Здесь помогут небольшие естественные преграды: клумбы, тумбы, полусферы, урны, считают активисты.
Еще одним местом потенциальной опасности для пользователей СИМ могут стать остановки общественного транспорта. Имеет смысл сделать разметку между остановкой и остановкой с приоритетом для пешеходов.
Преимущества СИМ в городе
Флот только одной из двух кикшеринговых компаний, работающих в Новосибирске, составляет 3 тыс. электросамокатов. Более 80% поездок в Новосибирске проводят для совершения транспортных задач. СИМ называют «транспортом последней мили», что подразумевает, что горожане пользуются ими для передвижения от крупных транспортных развязок до места назначения.
«Поэтому важно согласовывать парковки самокатов не только на остановках, но и между ними. Особенно в центре и внутри микрорайонов: Европейский Берег, МЖК, Родники-Снегири», — говорится в обращении.
По мнению активистов, СИМ более удобны для передвижения по городу, в сравнении с автомобилями, которые сложнее припарковать и оставить в городе. Это приводит ко все большей популярности средств индивидуальной мобильности, в том числе электросамокатов, среди новосибирцев. Таким образом, горожане станут меньше пользоваться личными автомобилями.
«В 2020 году Новосибирск занял девятое место в рейтинге городов мира с самыми большими пробками, обогнав все города России и уступив лишь Москве. Мы хотим убрать как можно больше автомобилей с улиц. Хотим, чтобы это стало «нашей новосибирской идеей», — указали члены инициативной группы.
У них получилось
Члены инициативной группы в качестве положительного примера решения вопросов использования электросамокатов в Новосибирской области назвали Академгородок (Советский район Новосибирска) и наукоград Кольцово.
«В Академгородке, несмотря на то, что велодорожки закатали в асфальт и сделали парковки, как на Морском проспекте, или вообще не обслуживают, как на проспекте Лаврентьева, велосипеды пользуются большой популярностью в качестве средств передвижения и развлечения. В Кольцово нет чего-то специфичного, относительно ограничений. Они организовали три скоростных потока, как и в остальных городах: широкие пешеходные зоны, велодорожки и дороги для автомобилей. Из-за этого повышается безопасность людей, а велосипедисты и самокатчики не мешают ни пешеходам, ни автомобилистам», — рассказала РБК Новосибирск одна из активисток Анастасия Суворова.
Еще один из активистов Тимофей Казанцев рассказал, что среди российских городов наиболее успешными в решении вопросов, связанных с СИМ, стали Москва и Альметьевск. «Это пример городов, которые осознали транспортную привлекательность СИМ. Поняли, что город, дружелюбный СИМ, выигрывает в человеческом капитале», — сказал Казанцев.
Запрет
В конце июня сторонники использования средств индивидуальной мобильности в Новосибирске встретились с депутатами регионального Заксобрания. Поводом для встречи стало обращение первого заместителя председателя Андрея Панферова к мэру и в Совет депутатов о полном запрете в Новосибирске электросамокатов. Парламентарий напомнил, что в 2021 году в Новосибирске произошло 24 ДТП с участием электросамокатов, одно из которых закончилось смертельно, шесть — тяжелыми травмами.
«Меня сильно обеспокоили инициативы по запретам не только кикшеринговых компаний, но любого личного транспорта. Вообще тревожит, что к средствам индивидуальной мобильности относятся несколько пренебрежительно. На мой взгляд, это транспорт, который улучшает ситуацию на дорогах и качество жизни тех, кто им пользуется», — сказал Казанцев.
Панферов ответил, что пользование электросамокатов должно быть зарегламентировано для того, чтобы обезопасить новосибирцев.
В 2021 году мэрия Новосибирска и сервисы кикшеринга заключили соглашения, на основании которых скорость электросамокатов в городе была ограничена: до 15 км/ч на улицах с интенсивным движением пешеходов, в городских парках культуры и отдыха и в скверах, и до 20 км/ч на велодорожках и специально предназначенной для велосипедов и самокатов инфраструктуре, а также определены территории, где полностью запрещено движение электросамокатов. Еще одним условием соглашений стало то, что компании взяли на себя обязательства по своевременному оформлению земельных участков для размещения на них парковок электросамокатов.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте