Депутаты предложили «напрячь ситуацию» с Москвой по зерновым проблемам
В четверг Минсельхоз региона отчитался по ситуации с вывозом зерна. Врио министра сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин сообщил, что ситуация по видеоконференцсвязи контролируется оперативным штабом по мониторингу и регулированию рынка зерна Минсельхоза РФ. Напомним, 13 ноября в Новосибирске состоялось экстренное совещание под руководством первого замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова, около 13 декабря должно состояться следующее.
На 5 декабря реализовано 93 тыс. тонн зерна [из урожая в 3 млн. тонн]. «За три месяца из региона на экспорт отгружено 35 тысяч тонн зерна, поставки идут в Монголию, Китай, Азербайджан. В прошлом году за этот период на экспорт было отгружено только 4,3 тысячи тонн», — приводит цифры Пронькин.
Ушли на юг
На ноябрьском совещании Джамбулат Хатуов давал поручение в кратчайшие сроки решить проблему перевозки, вплоть до предоставления приоритета для регионов Сибири по поставкам вагонов. Пронькин отмечает, что проблема с нехваткой вагонов-зерновозов для отгрузки зерна из Новосибирской области сохраняется.
«И контракты есть, и всё, а дали десять вагонов всего. При контракте, который мы заключили, на 50 тысяч тонн. Вот и всё. И куда ты уедешь с этими десятью вагонами? 600 тонн и 50 тысяч тонн — это 1%!», — цитирует Sibnovosti.ru главу РОО «Ассоциация Новосибирские элеваторы» Александра Теплякова.
Тепляков характеризует ситуацию как «безвыходную, безысходную и безнадежную», при этом питая надежду, что ситуацию с поставками в Монголию удастся выправить в конце декабря и первом квартале следующего года.
На заседании комитета по аграрной политике Заксобрания, прошедшем в пятницу 8 декабря, Василий Пронькин шире прокомментировал ситуацию с вагонами. «По итогам прошлого месяца, заявка по вагонам и погрузке, которая была заявлена нашими трейдерами, выполнена на 88%. За пределы Новосибирской области ушло 690 вагонов — это 46 920 тонн», — цитирует выступление министра сайт Сиб.фм. По словам Пронькина, большая часть вагонов, освободившаяся на южном направлении, была направлена не в Сибирь, а в европейскую и южную часть России. За прошлый месяц из необходимых 1 335 вагонов заявку подтвердили только на 588.
Депутат Андрей Жирнов сообщил, что по его мнению аграрии юга России и Сибири находятся в неравном положении. «Сложилось так, что на Кубани, в Ростовской области прекрасный урожай. У них близко порт Новороссийска, и они по очень выгодной цене продают пшеницу, получают сверх прибыли. Ну, а нашим сибирским товаропроизводителям, чтобы добраться до границы, нужно преодолеть семь кругов ада. И, доезжая до Новороссийска, оказывается, что это ещё и невыгодно. Возможно, господину Ткачёву кажется, раз на Кубани всё хорошо, то и в стране тоже всё хорошо», — цитирует Жирнова Сибкрай.ру.
Пролетели с урожаем
Депутат Юрий Бугаков предложил поставить вопрос о субсидировании затрат региональным аграриям, которые сейчас вынуждены продавать зерно ниже себестоимости. Тепляков сказал, что по его мнению Минсельхоз должен изъять минимум 200 тысяч тонн излишков зерна с рынка. «В январе, когда рассосется бутылочное горло Новороссийска, можно вернуть этот объем на рынок и попытаться реализовать по приемлемым ценам».
«С этим урожаем уже понятно, что мы пролетели. Надо думать, что дальше делать», — цитирует Сибкрай зампредседателя комитета по аграрной политике Глеб Поповцев. По оценке Поповцева, зерно сейчас продают почти вдвое ниже себестоимости.
«Если что-то мы можем на какое-то время заморозить, то пшеницу заморозить нельзя, и всё равно требуется какой-то оборот. Останется два месяца, семян новых уже не появится. Во-первых, они уже затоварены, во-вторых, потому что нет денег для того, чтобы купить новые. Соответственно, мы будем иметь урожай следующего года, исходя из реалий сегодняшнего дня», — сообщил Поповцев.
Искать рычаги и напрягать
Подытоживая заседание, председатель комитета по аграрной политике Олег Подойма отметил, что ресурсы и полномочия для решения проблемы есть в Москве. Подойма предложил искать и использовать все возможные рычаги воздействия на проблему. «Вопрос надо переводить в федеральную плоскость и действовать через напряжение ситуации, через все точки влияния — тогда быстрее какой-то результат получим».