Проблемы с невывозом мусора в Новосибирске: кто виноват и был ли коллапс
По данным СМИ и соцсетей, проблемы с мусором наблюдались в Ленинском, Заельцовском и Железнодорожном районе. По данным регионального оператора, за новогодние праздники в диспетчерской службе ООО «Экология-Новосибирск» обрабатывалось от 50 до 180 звонков в сутки. Обращения поступали от жителей Ленинского, Заельцовского, Первомайского, Октябрьского и Советского районов Новосибирска, а также Искитимского и Барабинского районов области.
История вопроса
В январе в Новосибирске прошла смена ряда перевозчиков. Рынок покинули компании-перевозчики «ЛаТранс», «ЭкоЛайн» и «ЭКО-ЛАЙН», которые вывозили мусор в Искитимском районе области, Ленинском и Заельцовском районах города. По оценкам представителя указанных компаний Владимира Булычева, группа перевозчиков контролировала около четверти рынка Новосибирска. Три компании суммарно владели 20 мусоровозами и 5 тыс. мусорных контейнеров. Причиной ухода с рынка названы неплатежи регоператора: уточенные суммы исков от трех перевозчиков суммарно составляют более 200 млн руб. Представители регоператора называют суммы требований завышенными. Булычев сообщал, что перевозчики будут реализовывать контейнеры третьим лицам.
По оценке замруководителя комитета ЖКХ Заксобрания Новосибирской области депутата Вадима Агеенко, после конкурсных процедур в 2020 году 63% объемов всех вывозимых с территории города твердых коммунальных отходов (ТКО) контролирует группа компаний «Айсберг» (ИП Волкова И.А), близкая к структурам коммунального холдинга МКС.
В результате снижения стоимости крупнейшей закупки по вывозу ТКО на четверть стоимости, в регионе с января 2020 года был на треть снижен тариф на вывоз мусора. Руководство «Айсберга» обращало внимание на то, что это стало возможно благодаря масштабам компании. К тому же в итоге смены перевозчиков регоператору и «Айсбергу» пришлось в сжатые сроки восполнять возникший дефицит контейнеров.
Евгений Книжник, заместитель исполнительного директора «Арктика Сити» (ГК «Айсберг»):
— Большинство контрактов с регоператором было заключено в 20-х числах декабря, делая невозможной проведение качественной подготовительной работы операторами.
Отмечу, что после старта «мусорной» реформы изменение зон обслуживания по вывозу ТКО измеряется в районах, что приводит к ряду проблем. Это, в том числе, необходимость изучения территории и построения большого количества маршрутов. А также их «обкатка» водителем: опытный водитель, хорошо знающий маршрут, выполняет его вдвое быстрее, нежели чем в первый раз.
Особенность Новосибирска еще и в том, что значительная часть контейнерного парка принадлежит не собственникам жилья, а транспортным компаниям, соответственно, изменение зоны обслуживания приводит к массовому передвижению контейнерного парка. Изменения территории осложняются тем, что они затрагивают удаленные районы области.
Прокуратура и закупка контейнеров
Руководитель «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова сообщала, что наибольшее количество обращений в январе поступало из Ленинского района. «Это связано с тем, что управляющая организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда, 31 декабря убрала свои контейнеры. По данному факту будет направлено обращение в прокуратуру», — заявляла Анисимова.
В комментарии редакции Анисимова пояснила, что проблемные площадки — территория управляющей компании «Служба заказчика Ленинского района». По словам Анисимовой, указанная УК является одним из должников с суммой долга более 23 млн руб. «Будет направлено обращение в прокуратуру с просьбой проверить принадлежность контейнеров и правомерность поведения перевозчиков. «ЭкоЛайн» должен был после себя оставить чистые площадки», — сказала Анисимова.
Источник РБК Новосибирск пояснил, что ситуация в районе возникла из-за конфликта между регоператором, перевозчиком — «ЭкоЛайн» и субподрядчиком последнего — организацией «Чистый квартал», являющейся дочерней компанией «Службы заказчика ЖКХ Ленинского района». Регоператор должен «ЭкоЛайн», «ЭкоЛайн» — «Чистому кварталу». А «Чистый квартал» финансировался «Службой заказчика ЖКХ Ленинского района». «Знаю, что УК предлагало «Экологии-Новосибирск» закрыть долги взаимозачетом. Регоператор отказался. Также в одностороннем порядке пытался изменить значимые условия договора задним числом, заменив кубометры вывезенных ТКО на тонны. Это вдвое уменьшило бы сумму выплат субподрядчику. «Чистый квартал» работал в этом районе пять лет, а в январские праздники 2019 года возил мусор авансом. Сейчас ситуация накалена из-за непоследовательности регоператора в разрешении финансового вопроса», — пояснил источник.
Сколько нужно контейнеров
По оценкам регоператора, до 9 января в регионе поставили 4,2 тыс. контейнеров.
По запросу РБК Новосибирск в ООО «Айсберг» сообщили, что о дефиците контейнеров в городе говорить не приходится. «Около 1,5 тыс. контейнеров закупил регоператор и еще 5 тыс. контейнеров «Айсберг». Это уже 6,5 тыс. при незакрытой потребности города в 3,2 тыс.», — сообщил представитель компании.
Александр Волков, исполнительный директор ИП Волкова И.А. сообщил, что инвестиции группы компаний в обновление инфраструктуры по обращению с ТКО в составили более 300 млн руб. «На контейнеры было потрачено 60 млн руб. собственных средств компании, на закупку мусоровозов в лизинг — еще 240 млн руб.», — рассказал он.
На утро 7 января плановая расстановка контейнеров по Заельцовскому району была закончена, там по плану было нужно выставить 1,47 тыс. контейнеров. «Могут еще несколько дней всплывать адреса, где не выставили из-за шлагбаума или ворот, но это единичные случаи», — добавил заместитель исполнительного директора «Арктика Сити» (ГК «Айсберг») Евгений Книжник. По Ленинскому району на 8 января выставлено 1,8 тыс. контейнеров из запланированных двух тысяч. Дефицита с мусоровозами в городе также нет.
«Мусорный» сезон и проблемы с машинами
Власти области дали свои оценки ситуации. Вице-губернатор Новосибирской области Сергей Семка заявил, что срыв вывоза мусора в регионе «связан с сезонностью». По оценкам регоператора, в праздничные дни количество отходов увеличивается в 1,5 — 2 раза.
Лариса Анисимова, генеральный директор ООО «Экология-Новосибирск»:
— В целом ситуация с вывозом отходов на территории Новосибирской области контролируемая. На сегодняшний день отработаны все маршруты с новыми перевозчиками, практически все контейнерные площадки приведены в порядок. На 9 января оставалось лишь несколько площадок в Новосибирске, где на протяжении всех выходных дней отсутствовала возможность подъезда спецтехники из-за припаркованных автомобилей.