Проектировщики рассказали об уникальности решений аэропорта Толмачево
Толмачево — единственный в России региональный хаб, который проектировался сразу для трансфера, рассказал РБК Новосибирск директор по проектированию сектора «Аэропорты» Группы «Спектрум» Александр Волков.
«В проекте учитывались все возможные трансферные потоки: внутренние, международные и их различные комбинации, — говорит эксперт. — Каждый вариант имеет свою особенность по прохождению различных процедур контроля: если на внутренних линиях пассажиры проходят только предполетный контроль, то на международных нужно проходить таможню и паспортный контроль». Тонкость в том, чтобы сделать пути пассажиров максимально короткими и понятными для пассажиров, и чтобы разные контроля были совмещены.
Эта особенность Толмачево — акцент на трансферные перевозки — была заложена в идее реконструкции аэропорта изначально. Роман Троценко, председатель совета директоров «Корпорации АЕОН», в которую входит «Новапорт» назвал такую концепцию новой и футуристической для России, при этом в США, например, так развивается аэропорт Атланты.
«Десять лет назад, когда мы совместно с Натальей и Владиславом Филевыми (основатели авиакомпании S7 Airlines, — прим. РБК Новосибирск) стали думать и мечтать о том, что можно сделать в Новосибирске, — рассказал Троценко на открытии. Казалось невозможным планировать возить десять миллионов человек, из которых шесть миллионов приедет в Новосибирск только для того, чтобы пересесть на другое воздушное судно и лететь дальше. Именно с этой концепцией осенью 2018 года мы пришли к губернатору Андрею Травникову и он нас поддержал».
Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина — крупнейший за Уралом. По итогам 2022 года аэропорт обслужил 7,584 млн. пассажиров (+12,2% к 2021 году), что является абсолютным рекордом, аэропорт занимает 4-е место в России по общему пассажиропотоку. Доля трансферных пассажиров аэропорта составила 32%. Грузопоток — 34 300 тонн.
Подробнее на РБК: Путин открыл новый терминал в Толмачево в Новосибирске
Строительство нового терминала площадью 56 тыс. кв. м завершают в I квартале 2023 года. Второй этап проекта планируется реализовать к 2025 году. На проектирование и строительство терминального комплекса запланировано в общей сложности более 20 млрд. рублей частных инвестиций. Группа «Спектрум» является генеральным проектировщиком, техническим заказчиком и осуществляет строительный контроль в рамках данного проекта. Руководитель авторского коллектива архитекторов — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В состав авторского коллектива также вошли именитые московские архитекторы Сергей Чобан и Игорь Членов.
Терминал имеет общую площадь 58,3 тыс. м2, оборудован 6 телескопическими трапами, 54 стойками регистрации, имеет пиковую часовую пропускную способность 1 844 пассажира в час и рассчитан на годовой объем пассажирских перевозок более 7,7 млн. пассажиров в год. Общий объем финансирования составляет 18,1 млрд. рублей.
Фасад и уникальные решения
Фасадное остекление аэровокзального комплекса идет крупноформатными стеклопакетами, стеклянной лентой, «оборачивающей» здание по периметру. Ее длина — более 300 метров.
«Мы используем энергоэффективное остекление, вентиляцию с рециркуляцией и рекуперацией, современные системы автоматизации и диспетчеризации, — отмечает Александр Волков. — Все стекло, применяемое в проекте, проходит обязательный комплекс испытаний, в том числе по искусственному старению, это связано с уровнем ответственности сооружения».
«Значительная часть материалов, используемых при строительстве нового терминала, производится в Новосибирской области, многие субподрядчики — представители новосибирского бизнеса, констатировал ранее губернатор региона Андрей Травников. Такое масштабное строительство стимулирует экономику Новосибирска.
Генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич отмечал, что за пределами московского авиаузла этот терминал не имеет аналогов по используемым технологиям. «Аэровокзал получился уникальным, — подтверждает Александр Волков. — Новосибирск получает ворота, которые будут запоминаться пассажирам на всю жизнь. Это инженерно-сложное здание, изначально спроектированное в информационной цифровой модели (bim-проектирование), это один из самых «умных» аэропортов в России на текущий момент».
Особенности интерьера
Главными особенностями главного атриума терминала стали четыре несущие купольные конструкции диаметром 32 м и высотой 5 м. Колонны облицованы нержавеющей сталью, над каждой из них — световой стеклянный фонарь.
«Хотелось создать нечто, рождающее ассоциации с технологией, полетом, наукой, — рассказывает архитектор Сергей Кузнецов. — Появилась идея Парфенона, объекта простой формы, но совершенных пропорций — четыре несущих элемента, на которых держится парящая легкая кровля, тончайшие вантовые конструкции на фасадах. Ключевые элементы — колонны — выполняют функцию опоры, при этом они, как скульптуры, оставляют человеку пространство для воображения. Это могут быть деревья, турбины, опоры. Ты смотришь на них, они вязаные, плетеные, с мощным стержнем внутри».
В главном зале, кроме стоек регистрации, зон торговли и обслуживания пассажиров, размещен филиал новосибирского художественного музея.
Здесь поставили инсталляцию самолета МИГ-3, на котором летал Покрышкин, скульптуру «Покорение Сибири».
Что будет вблизи аэропорта
«Есть известная такая фраза о том, что первое, с чего надо начать развитие любого города — с аэропорта и дороги, — рассуждает Сергей Кузнецов. — С аэропортом мы справились, надо сделать теперь площадь перед ним и хорошую дорогу до города. Это будет очень важный вклад, инвестиция в будущее Новосибирска».
В ближайшее время привокзальную площадь ждет масштабная реконструкция.
«Здесь разместят парковку, зеленую зону и зону отдыха, а также часть музейной экспозиции, здесь выставят несколько экспонатов — настоящих самолётов, — рассказал Александр Волков. — По проекту на привокзальной площади планировали разместить фонтаны».
Уже снесено старое здание «Почты России», рассказала РБК Новосибирск директор по производству аэропорта Толмачёво Наталья Силаева. Работы по благоустройству привокзальной площади будут активно вестись в этом году.
В перспективе здание, которое обрамляет площадь справа от аэровокзала, тоже снесут, площадь станет просторнее. Вблизи от этого здания построят многоуровневую закрытую парковку, а за ним — новую гостиницу. Сроки строительства этих объектов пока не определены, сказала Силаева.