Новосибирский академик сообщил о скором сокращении алмазодобычи в России
По прогнозу научного руководителя Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН академика Николая Похиленко, разработка россыпных месторождений полностью прекратится уже к 2026 году, к 2032 году остановится добыча на трубках «Нюрбинская», «Юбилейная» и «Интернациональная», в 2037 встанет «Ботуобинская». Трубка «Мир» выведена из строя и сейчас, хотя ученый говорит о перспективе ее восстановления.
«К 2037 году, если не будет новых открытий, в деньгах добыча будет около 100 млрд рублей вместо нынешних 350 млрд», — сообщил эксперт в пресс-центре ТАСС. По словам ученого, подобная ситуация складывается и с добычей золота, платины и серебра.
«С такой ситуацией мириться нельзя, — цитирует Похиленко издание «Наука в Сибири». — Тем более, что есть перспектива открытия высокопродуктивных кимберлитовых месторождений на территории Сибирской платформы».
Ученый рассказал, что нарастить объемы добычи алмазов в среднесрочной перспективе реально — для этого геологи академических институтов Сибири готовят предложения в будущую программу развития СО РАН.
«Академическая геология сегодня обязана заместить государственную геологическую службу, которая за последние 30 лет, прямо скажу, деградировала, — уверен Похиленко. — К примеру, в Якутии в 1980-х работало более двух десятков постоянных экспедиций и около 30 000 человек, а на сегодня осталась одна организация, насчитывающая немного более пятисот сотрудников. Нет центральной аналитической лаборатории, тематических подразделений. Их задачи теперь ложатся на организации Сибирского отделения, в том числе на якутский Институт геологии алмаза и благородных металлов и наш институт».
«Также важно обеспечить приток молодежи в науку, — сообщил директор якутского Института геологии алмаза и благородных металлов РО РАН доктор геолого-минералогических наук Валерий Фридовский — В этом плане мы имеем большую поддержку коллег в Новосибирске, куда посылаем молодых ребят и девушек — в аспирантуру ИГМ СО РАН и магистратуру НГУ, а также университетов Санкт-Петербурга и Москвы. За короткий срок мы получаем специалистов самого высокого качества, и эту систему надо совершенствовать и развивать дальше».