Новеллы законодательства могут дать преимущества «серым» косметологам
По данным 2ГИС, в Новосибирске более 5,3 тыс. салонов красоты, более 80 косметологических клиник, 30 клиник пластической хирургии. По данным Единого реестра лицензий Росздравнадзора и Минздрава Новосибирской области, в 2025 году в регионе лицензии на осуществление медицинской деятельности в сфере косметологии имеют несколько сотен организаций и индивидуальных предпринимателей. Активно идет процесс лицензирования косметологических кабинетов и клиник с косметологическими услугами, отмечает руководитель комиссии по эстетической медицине Новосибирского отделения «ОПОРА РОССИИ» Анна Платоненко.
Рынок косметологии растет. Так, согласно исследованию компании «Право на здоровье», объем аппаратных косметологических процедур в России за 2024 год вырос на 63%, объем потребления инъекционной косметологической продукции — на 34%.
В этом с следующем году в сфере эстетической медицины вступают в силу сразу несколько законодательных новелл, отмечает Платоненко, которые внесут новые требования к управлению этим бизнесом и повысят затраты у легальных игроков рынка.
Изменение вектора проверок
В 2025 году произошли изменения в практике проверок Росздравнадзора, рассказывает глава консалтингового агентства «Сединина и Партнеры», медицинский юрист Елена Сединина. Ведомство переформатировало контрольную деятельность, используя риск-ориентированный подход, дистанционные и профилактические инструменты, с акцентом на минимизацию нагрузки на медицинские организации.
Плановые проверки медорганизаций с категориями риска от минимального до среднего планируется отменить, вместо них будут проводиться профилактические визиты и внедрено дистанционное самообследование с использованием мобильного приложения «Инспектор». Сохранены плановые проверки только для организаций с чрезвычайно высоким и высоким риском.
«Внеплановые проверки проводятся по жалобам, сообщениям о нарушениях, выявленных СМИ или по результатам контрольных закупок, критерии и регламент проведения таких проверок для исключения необоснованного давления на медорганизации ужесточили, — поясняет эксперт. — Большая роль отводится жалобам пациентов, срок рассмотрения которых сокращен с 20 до 15 дней. Основные приоритеты Росздравнадзора в 2025 году — контроль соблюдения лицензионных требований, качества медицинской помощи, работы с медицинскими изделиями и лицензированием».
Основные законодательные изменения в сфере эстетической медицины:
- ужесточение ответственности за нарушения в области обработки персональных данных с 30 мая 2025 года
- запрет рекламы в социальной сети Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России) c 1 сентября 2025 года.
- упрощена процедура лицензирования медицинской деятельности по срокам и цифровизации самого процесса.
- маркировка звонков c 1 сентября 2025 года
- меняются правила хранения лекарственных препаратов и правила их отпуска c 1 сентября 2025 года.
- смягчены санитарные нормы в части возможности размещения медицинских организаций (амбулаторных) над гаражными помещениями на этаже нежилого назначения в МКД.
С сентября продолжается внедрение клиниками эстетической медицины медицинских информационных систем и подключения к ЕГИСЗ для передачи данных в РЭМД ЕГИСЗ и трансляции в личный кабинет «Мое здоровье» Госуслуг.
Также с сентября вступает в силу изменение порядка организации и деятельности врачебной комиссии, начинает действовать новая форма медкарты пациента, с июля — изменения законодательства в области обращения медицинских отходов, прежде всего класса А.
«С сентября в России планировалось ввести обязательный поединичный учет всех обращающихся на рынке медизделий, а это шприцы, инфузионные системы, пробирки, филлеры и так далее, это означает полную прослеживаемость каждой единицы продукции на всех этапах, от производителя или импортера до конечного пользователя, — продолжает Сединина. — Позже дата окончания эксперимента была сдвинута на 28 февраля 2026 года».
Все эти изменения коснутся медицинских организаций и салонов красоты, у которых есть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Косметология в России — лицензируемый вид деятельности, а инъекционные медицинские вмешательства, как и аппаратная косметология, требуют наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности, заключает юрист.
Помимо Росздравнадзора и Роспотребнадзора, косметологическим и эстетическим клиникам и салонам красоты стоит обратить внимание на моменты, контролируемые Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой, отмечает Платоненко. Например, это вопросы касающиеся продвижения компании.
«Типичными площадками продвижения, как легальной косметологии, так и теневого сектора, традиционно многие годы был Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией, запрещенной в России), с сентября этого года продвижение в данной соцсети усложнилось в связи с запретом рекламы, что потребует от косметологов перераспределения ресурсов на продвижение, — говорит Сединина. — Незаконная косметология активно и открыто продвигается на сервисах частных объявлений, которые не имеют на текущий момент адекватного алгоритма идентификации лиц, размещающих объявления с точки зрения наличия у них лицензии на осуществление медицинской деятельности».
Выйдет ли рынок из тени
«Сейчас, к сожалению, значительная часть пациентов пользуется услугами косметологов не в клиниках, а в салонах красоты, коворкингах или на дому», — констатирует исполнительный директор аналитической компании «Право на здоровье» Ольга Гончарова.
По данным исследования «Права на здоровье», в 2023 году из общего объема рынка эстетической косметологии в 40 млрд руб. половина приходилась именно на нелегальные процедуры, что свидетельствует о масштабах проблемы. В сегменте инъекционной косметологии от 10% до 55% продукции составляют нелегальные схемы «серого» оборота.
«Серый» сегмент рынка несет значительные риски для здоровья пациентов, включая осложнения после процедур и отсутствие гарантий качества услуг, контроль и регулирование отрасли сталкиваются с серьезными трудностями, что способствует дальнейшему расширению теневого сектора в 2024-2025 годах, полагает Сединина.
«Ужесточение законодательства для клиник эстетической медицины никак негативно не повлияет на теневой сектор косметологического рынка, — заявляет юрист. — Руководителям клиник — представителям легальной косметологии — придется предпринять управленческие меры, внедрить изменения, безусловно, дополнительно потратив на внедрение и адаптацию финансовые и трудовые ресурсы. Будет еще большая отстройка легальной косметологии от нелегальной, в «законной» косметологии регулирование усложняется, без какого-либо влияния на «черных» косметологов, действующих без оплаты налогов, обязательных расходов легального сектора и, зачастую даже без медобразования. Огромный рынок остается за кадром законодательных новелл, он и дальше будет процветать отсутствие регулирования и пресечения».
Внедрение новелл будет идти постепенно, со временем рынок, безусловно, адаптируется, говорит Платоненко. Возможно, что мелкие салоны и клиники не смогут адаптироваться и уйдут с рынка.
В числе финансовых издержек клиник — приобретение дополнительного оборудования, программного обеспечения, и перераспределение рекламного бюджета на продвижение на новых площадках, иногда с нуля, пересмотр маркетинговых концепций. Это потребует человеческого и финансового ресурса, и издержки будут переложены в цену услуг, которая в следующем году вырастет, прогнозирует Сединина. В итоге «теневой» сегмент получает преимущество в конкуренции с легальной косметологией за потребителя, а дальнейшее упорядочение работы рынка и борьба с «черными» косметологами потребует совместных усилий бизнеса, чиновников и законодателей.