Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Новосибирск
Росавиация приостановила разрешения на вывоз россиян из-за рубежа Общество, 23:49 Турист сообщил о застрявших в транзитной зоне аэропорта Сеула россиянах Общество, 23:45 В Турции запретили выходить из дома жителям младше 20 лет Общество, 23:41 Изоляция или социализация: как VR повлияет на человеческое общение Индустрия 4.0, 23:41  Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 3 апреля Общество, 23:25 «Аэрофлот» сократит количество полетов внутри России Общество, 23:21 Путин предупредил о риске дефицита нефти на мировом рынке Экономика, 23:12 В РПЦ заявили о проведении богослужений на Пасху Общество, 23:09 Валютные резервы Минфина сократились за месяц на 5% Экономика, 22:54 Глава МВФ заявила об остановке мировой экономики Экономика, 22:53 Оперштаб назвал возраст самого молодого умершего с COVID-19 в Москве Общество, 22:47 Россия прекратит вывоз своих граждан из других стран. Что важно знать Политика, 22:43 В Петербурге завели первое уголовное дело за фейк в соцсети о вирусе Общество, 22:39 Минкомсвязь попросила ограничить качество видео в онлайн-сервисах Технологии и медиа, 22:14
Новосибирск ,  
0 

Как решить проблему изношенных электросетей Сибири

Износ электросетей, необходимость привлечения инвестиций в отрасль с одновременным сдерживанием тарифа привели к разработке нового регламентирующего документа. Что изменится в регионе, — в материале РБК Новосибирск
Фото: Алексей Павлишак / ТАСС

В феврале следующего года правительство России должно представить обновленную стратегию развития электросетевого комплекса страны. Одна из ключевых задач, которую должна решить стратегия, — снижение тарифов на передачу электроэнергии.

Последствия реформы-2004

Результаты реформы, проведенной в энергоотрасли страны, экспертами оцениваются скорее отрицательно: на рынке Сибири и других регионов накопился ряд системных проблем.

В 2004 году в России провели реформу электроэнергетики, включая реорганизацию РАО «ЕЭС России». Предполагалось создать конкурентную среду, отделить конкурентные виды деятельности от естественно-монопольных, разделив интегрированные компании, контролирующие производство, транспортировку и сбыт электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление, ремонт и сервис. В итоге отрасль разделилась на три ветки — генерацию, сети и сбыт, внутри каждой из них возник ряд компаний.

По мнению профессора, доктора технических наук НГТУ, экс-генерального директора АО «Новосибирскэнерго» Валерия Томилова, в ходе реформы «было совершено много огромных ошибок». Томилов уверен, что рвать на части процесс не было смысла, бизнес тут един — обеспечение электроэнергией. К тому же, разделение по функциям провоцирует лишний штат и дублирование обязанностей.

Юрий Курищев, замдиректора по электросетям АО «Новосибирскэнерго», уверен, что в итоге реформы ответственность за электроэнергетику завуалировали «размежеванием и получением обоснованных или необоснованных дополнительных доходов, когда хозяин кусочка электросетей сам регулирует внутри себя и скидки, и надбавки к тарифам».

По мнению главы думского комитета по энергетике Павла Завального, приватизация электросетевого комплекса, который относится к естественным монополиям, была спорным решением. В результате выросли количество бесхозных сетей и уровень потерь электроэнергии, в целом снизилась управляемость и эффективность системы.

Что происходит в отрасли

По данным ЕГРЮЛ, на территории Сибирского федерального округа в энергосетевом комплексе работают порядка 270 организаций, около 170 компаний имеют статус территориальных сетевых организаций. Стратегически важные сети высокого напряжения находятся в управлении Федеральной сетевой компании. Более мелкие территориальные сетевые организации не всегда справляются со своей основной задачей — обеспечить бесперебойное электроснабжение и оперативное устранение аварий.

На недавней Российской энергетической неделе Валерий Селезнев, первый зампредседателя комитета Госдумы по энергетике, заявил, что энергосетевой комплекс является естественно монопольным. «Нижнесетевые» компании, частью организованнные при мощных энергопотребителях, говорит Селезнев, уходят от социальных обязательств. «Попробуйте заставить их выполнять обязательства по льготному техприсоединению, — комментирует эксперт. — Они отговариваются, мы порождаем борьбу в котле варящегося супа между картошкой и луком, а платит за это клиент».

Селезнев обращает внимание, что часто, имея в активе два стола и компьютер, территориальная сетевая организация заявляет о том, что осуществляет диспетчеризацию процессов. «В аварийной ситуации, как правило, у них нет линейного персонала, они мало что могут сделать. Обращаются в итоге в дочерние и зависимые общества «Россетей», — пояснил он.

Недавно в преддверии получения паспорта готовности министр энергетики РФ Александр Новак как раз поднимал вопрос о подготовке к отопительному сезону одной иркутской компании, которая ранее подверглась критике Сергея Меняйло после наводнения в Иркутской области. Как сообщает ТАСС со ссылкой на Новака, во время выездных мероприятий министерство зафиксировало существенные недостатки эксплуатации в «Облкоммунэнерго». А это, к слову, вторая по величине электросетевая компания региона, и она обслуживает пострадавшие от наводнения территории.

«В крупных сетевых организациях время ликвидации аварийных ситуаций значительно меньше, чем в небольших компаниях, которые не готовы к проведению аварийно-восстановительных работ, многие с трудом получают паспорта готовности к работе в осенне-зимний период, — отметил на видеоконференции по развитию электросетевого комплекса в субъектах Сибири полпред Сергей Меняйло. — Такие организации не подготовлены к возможным чрезвычайным ситуациям и не способны их предотвратить».

Старые и бесхозные

В среднем по России, по данным Минэнерго, износ распредсетей составляет порядка 70%. Юрий Рахманов, директор новосибирского МУП «Электросеть» оценивает износ электросетей в Новосибирске в 50-70%. «Это уже критичная цифра и главная задача состоит в том, что бы удержать этот процент и не дать ему увеличиться, - отметил эксперт. Новосибирск инвестирует в реконструкцию муниципальных сетей десятки миллионов в год, при этом деньги идут из внебюджетных источников.

Проблемы износа усугубляют бесхозные сети и объекты. Их передают часто в неудовлетворительном состоянии. Рахманов поясняет, что такие сети появились из-за того, что у ряда недобросовестных собственников (промплощадки, ЖСК, ТСЖ, юрлица-банкроты) оказались непрофильные активы — объекты энергетики. «Это проблема муниципального уровня, тут должна быть слаженная работа между органами исполнительной власти муниципального образования и территориальными сетевыми организациями», — отмечает Рахманов.

На совещании у Меняйло были озвучены данные, согласно которым на данный момент на территории Сибири остаются бесхозными и не обслуживаются 3 тыс. км воздушных и кабельных линий электропередачи, более 390 трансформаторных подстанций. 

Еще в числе проблем — регулярные хищения. По итогам 10 месяцев 2019 года специалистами АО «РЭС» в органы внутренних дел направлено 117 заявлений по привлечению недобросовестных потребителей к административной и уголовной ответственности.

На решение этих проблем нужны значительные средства: установка проводов, исключающих возможность хищений, установка приборов учета и интеллектуальных систем управления, которые позволяют вовремя заметить технологический сбой и быстро его устранить.

Выживает крупнейший

В небольших ресурсоснабжающиих организациях редко появляются средства на решение таких проблем. Вице-спикер Заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш уверен, что устойчивость у таких компаний ниже, и банкротятся они чаще, что приводит к росту тарифа.

«Ресурсоснабжающие организации закупают топливо на бирже, электричество тоже торгуется на открытом рынке, и цена этих ресурсов привязана не только к российским реалиям, — приводит мнение депутата журнал «Деловой квартал Красноярск». — Все это толкает цены вверх и добивает экономику в малых городах. Вариантов два: «отпустить» тариф, и это приведет к банкротству домохозяйств, либо сдерживать его всеми силами, тогда обанкротятся РСО, что случается чаще, раз в три-четыре года. На их место приходят новые РСО с экономически обоснованным тарифом, который существенно выше. А потом и его начинают сдерживать. Это плохая практика».

По мнению Юрия Рахманова, ключевой вопрос не в «отпустить тариф или сдержать», а в прозрачности тарифных решений, в долгосрочных правилах игры, а также в жестком контроле за расходованием средств из тарифа. «Потребитель должен четко понимать, за что он платит, что «сидит» в тарифе, на что идут инвестиции, и как эти инвестиции скажутся на качестве электроснабжения конкретно для него», — уверен эксперт.

Привлечь инвестиции в отрасль на модернизацию и замену сетей довольно сложно. До недавнего времени в России главным принципом тарифообразования был «затраты плюс»: компания имела право заложить в расчет все свои расходы, и чем они больше, тем выше тариф. Если в ходе модернизации расходы снизились, региональный регулятор снизит и тариф. Стоимости ресурса пересматривается раз в год, а средства, вложенные в модернизацию сетей с высоким износом, за год не окупаются.

Юрий Рахманов уверен, что задача государства, как регулятора, состоит в том, чтобы дать возможность собственникам электросетей заложить через тарифные решения понятную долгосрочную доходность на свои инвестиции, стимулируя привлечение внебюджетных средств в электроэнергетику. С другой стороны, государство обязано контролировать эффективность таких инвестиций и расходование этих средств.

В 2019 году на рынке появились регуляторные соглашения, которые позволяют зафиксировать тариф на 10 лет на уровне, достаточном для возврата инвестиций. Это должно привлечь средства на развитие сетевого хозяйства. В Сибири такие соглашения подписаны с администрациями четырех регионов: в десятилетних договорах прописаны суммы вложений в конкретные мероприятия по годам, зафиксирован перечень мероприятий — инвестиционных или текущих — и объемы средств, которые будут выделены из прибыли энергокомпании. В данном случае речь о компании «Россети Сибирь». В развитие сетевой инфраструктуры Бурятии будет вложено более 4,5 млрд руб, Омской области — 8 млрд руб, Алтайского края — 12,5 млрд руб, Кузбасса — 18 млрд руб.

Выровнять тарифную нагрузку разным категориям потребителей можно, снизив стоимость электроэнергии для абонентов, подключенных к распредсетям – малому и среднему бизнесу, сельхозпроизводителям, бюджетным организациям. Суть идеи – сбалансировать имеющуюся мощность и реальное потребление: допустим, предприятие зарезервировало за собой 100 мегаватт электроэнергии, а реально использует только пятую часть. Сетевая организация не имеет права отдать «лишнюю» мощность кому-то то еще, и чтобы обеспечить возможность техприсоединения, строит новые подстанции и сети. Это требует времени и средств, не каждый бизнес может себе позволить платить миллионы в то время, как сетевое оборудование недозагружено, а значительные средства потребителей тратятся на поддержание его работоспособности. Поэтому Минэнерго рассматривает возможность введения платы за зарезервированную, но неиспользуемую мощность, это должно заставить крупных потребителей отказаться от излишков, и в то же время снизит затраты энергокомпаний на строительство и обслуживание сетей. В результате стоимость электроэнергии в среднем по стране может снизиться на 6 %.

Консолидация отрасли

Полпред Сергей Меняйло видит возможность обеспечить надежность энергоснабжения и сохранить приемлемый для экономики и населения уровень затрат на ресурсы в консолидации сетевых активов вокруг более крупных, устойчивых и технологичных компаний. Кроме улучшения качества энергоснабжения потребителей, это способствует сокращению расходов на содержание и обслуживание электросетевого хозяйства.

Консолидация активов на базе одной госкорпорации предусмотрена стратегией развития электросетевого комплекса России, одобренной Путиным. Одной из задач Стратегии является сокращение степени разрозненности ТСО и повышение контроля их деятельности.

Обычно рассматривается три основных пути процесса консолидации — приобретение сетевых предприятий, их аренду и корпоративное акционерное управление. «По задумке федеральных властей общее количество ТСО в стране должно сократиться в два раза, — говорит Юрий Рахманов. — На рынке должны остаться только эффективные и ответственные собственники, готовые к долгосрочному инвестированию в свои активы. Государство в любом случае оставляет за собой функцию контролера и регулятора».