ЦБ зафиксировал рост жалоб на оформление мошенниками займов на чужое имя
За год Банк России зафиксировал снижение количества жалоб на микрофинансовые организации на 5,6%, до 47 тыс. Это связано с уменьшением обращений по вопросам возврата просроченной задолженности на 30,6%. Однако в то же время участились жалобы на мошенничество, в том числе оформление злоумышленниками займов на чужое имя на 38,6%.
«Для решения этой проблемы введен порядок проверки личности заемщика по определенным параметрам при выдаче онлайн-микрозаймов, а также разрабатывается механизм самозапрета на займы и кредиты», — сказано в сообщении регулятора.
Как считает генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Павел Волков, действия ЦБ — еще один шаг к наведению порядка и актуализации данных в законе о деятельности МФО.
«Предложенные способы проверки заемщика для нас уже являются стандартными. Уверен, что ни один из кредиторов, так же, как и мы, не заинтересован выдавать займы высокорисковым клиентам. Для этого системы оценки заемщика и так постоянно обогащаются новыми данными, способами и методами. Объективно, для основного объема отрасли ничего не изменится, это, скорее, необходимая формальность непосредственно для ЦБ, на безопасности получения онлайн-микрозаймов предложенные шаги если и отразятся, то незначительно», — сказал эксперт.
Генеральный директор МФК «Честное слово» Андрей Петков отметил, что мошенники обычно активизируются в кризис. Экономическая обстановка в стране непростая, а микрозайм — один из немногих способов быстро получить деньги.
«В целом новация направлена на очистку микрофинансовой отрасли от компаний с некачественным скорингом и низким уровнем цифровизации: такие рискуют покинуть рынок, если не смогут выполнить требование регулятора», — высказал мнение собеседник.
Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева акцентировала внимание на работе механизма самозапрета на выдачу займов и кредитов. По ее словам, по-прежнему остается неочевидным то, насколько оперативно и бесперебойно будет происходить обмен данными между всеми участниками процесса — кредитором, БКИ, а также порталом Госуслуг.
«Мы можем предположить ситуацию, при которой нечестный заемщик сначала поставит самозапрет, а затем специально оформит займ. При этом информация в БКИ может отразиться с опозданием. В таком случае заемщик не обязан возвращать деньги кредитору», — пояснила эксперт.
Киселева добавила, что никогда нельзя исключать возможности социальной инженерии — мошенники могут воспользоваться доверием конкретного человека и получить доступ к его документам, Госуслугам и так далее. Необходимо продолжать разрабатывать ряд дополнительных комплексных действий по противодействию мошенничеству.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте