Орудием борьбы со строительной инфляцией назвали правки законодательства

Рост стоимости строиматериалов по итогам года существенно выше той инфляции, которую показывает Росстат, и значительно больше той, которая заложена в контрактах со сроками реализации более одного года, сообщил на пленарной сессии Сибирской строительной недели сообщил президент Национального объединения строителей Антон Глушков. В 2024 году заявленная плановая инфляция составила 5,1%, а фактическая достигла более 9%.
За год стоимость основных строиматериалов в России выросла в среднем от 13% до 20%, согласно мониторингу НОСТРОЙ, за указанный период наблюдается рост по следующим позициям: раствор цементный — 20,2%, песок — 17,2%, кирпич керамический — 15,4%, доска хвойных пород — 14,1%, смеси асфальтобетонные — 13%, — в частности.
Зачастую при определении начальной максимальной цены контракта заказчики, сталкиваясь с дефицитом средств, ориентируются на стоимость, установленную в прошлом году, несмотря на рост строительной инфляции, изменение которой составляет минимум 15% годовых. Это приводит к недостаточности средств для качественного выполнения работ, если изначальная цена контракта установлена с учетом старых данных. «Когда мы говорим о таком изменении инфляции, то понимаем, что предполагаемый дефлятор, к сожалению, не покрывает изменение стоимости контракта. Поэтому наша общая задача — сделать объекты государственного и муниципального заказа привлекательными», — уверен Глушков.
Глава «Нострой» уверен, что сложившийся финансовый разрыв в таких контрактах подрядчики могут и не должны воспринимать как свои финансовые риски. «Риск может измеряться в уровне прогнозной инфляции, которую дает государство. А если стоимость ресурсов растет быстрее инфляции — это уже те непредвиденные факторы, которые должны быть компенсированы заказчиком», — прокомментировал Антон Глушков.
Решением проблемы должен стать механизм изменения твердой цены контракта, регламентированный постановлением Правительства РФ №1315. Глушков заявил о необходимости подобной меры в настоящий момент, чтобы не допустить отрицательного результата по объектам, строительство которых уже начато.
Одной из ключевых проблем ценообразования остается учет инфляционных рисков, согласился с проблемой замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. «Строительная отрасль особенно уязвима к инфляции. Если проект длится 2-3 года, разница между прогнозной и фактической инфляцией может достигать десятков процентов», — отметил он.
Сергей Музыченко рассказал о подготовке механизма формульного ценообразования: первым этапом стало создание агрегированных индексов, вторым должно стать внесение изменений в законодательство, позволяющих учитывать инфляцию при расчете стоимости контрактов.
Подготовка агрегированных индексов-дефляторов проводилась Минстроем совместно с Росстандартом, Росстатом и Минэкономразвития. В этом году Минэкономразвития начнет их публикацию. Они разработаны для четырех групп объектов: социальных, дорожных, промышленных и магистральных инженерных сетей и должеы обеспечить рынку большую точность по сравнению с единым индексом по строительству.
Еще одна проблема строительного госзаказа - заниженная стоимость минимальной цены контракта (НМЦК). В России растет доля не состоявшихся контрактов. На пленарном заседании Сибирской строительной недели Мария Васильевна Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний ожидает дальнейшего сокращения объемов.
Одной из основных причин называется заниженная стоимость контрактов по МЦК, а также административные и бюрократические проблемы. «Трудно не согласиться с тем, что некорректное прогнозирование цен НМЦК является одной из главных проблем. Мы надеемся, что в этом году нам удастся завершить значительную работу по этому вопросу», — сказала Ярмальчук.
Она уточнила, что занижение цены может составлять до 28% от НМЦК, что в условиях текущей инфляции становится критическим. Текущие требования, согласно которым демпингом считается снижение цены более чем на 25%, не отражают реальную картину в отрасли. «Рентабельность дорожного и мостового строительства составляет около 4%, и снижение цены на 25% в таких условиях просто невозможно», — отметила она. Ярмальчук предложила пересмотреть подходы к демпингу и установить более подходящие цифры для строительных отраслей, таких как дорожное и мостовое строительство.
В 2024-2025 годах строительная отрасль столкнулась с ростом доли несостоявшихся закупок. По данным Счетной палаты России, общий уровень несостоявшихся торгов достиг 60%. Особенно ощутимыми стали изменения в сфере строительства, где данный показатель составил 45,8% от поданных заявок, а в стоимостном выражении – 58,3%: контракты на сумму 2,8 трлн рублей остались неразыгранными.
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте