Почему в Новосибирске так мало внесудебных банкротов
За время действия механизма внесудебного банкротства, с 1 сентября 2020 года, в Новосибирской области несостоятельными признали семь человек. В исследовании «Федресурса» говорится, что в регионе было направлено 151 заявление о признании физлиц банкротами. По итогам их рассмотрения процедуры банкротства возбудили только в 34 случаях.
Больше всего начатых процедур отмечено в Омской (177), Челябинской (135) областях и Краснодарском крае (111). В Чечне, Ненецком автономном округе и Магаданской области процедуру внесудебного банкротства возбудили по одному заявлению.
В общей сложности, в России возбудили процедуры внесудебного банкротства по 3 тыс. заявлений, еще 5,8 тыс. обращений было отклонено. Завершено 342 процедуры внесудебного банкротства.
Механизм внесудебного банкротства начал действовать с 1 сентября 2020 года. С его помощью получить статус банкрота гражданин может после обращения в МФЦ. Оформить внесудебное банкротство может человек, у которого общий размер долгов составляет от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. В расчет общей суммы входят долги по займам и кредитам, включая проценты, по налогам и сборам, по договорам поручительства (включая суммы, по которым основной должник платит вовремя), и по алиментам.
Эксперт проекта «За права заемщиков» новосибирского регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) Антон Канунников, считает механизм досудебного банкротства неработающим.
«Если бы это был рабочий инструмент, то он заработал бы в Новосибирской области. Но это бутылочное горлышко: с одной стороны, огромная масса людей, желающая воспользоваться процедурой внесудебного банкротства, с другой стороны, условия закона настолько жесткие, что подойти под них могут единицы», — рассказал Канунников РБК Новосибирск.
Одним из требований для подачи заявление на внесудебное банкротство является завершение исполнительного производства. Однако Канунников заявил, что кредитные организации редко обращаются в суд из-за незначительных долгов.
«Им проще помотать должнику нервы через отдел взыскания, а потом, через пару лет, продать долг коллекторам, которые также не любят судиться», — отметил Канунников.
Вторым условием для процеур внесудебного банкротства является признанное службой приставов отсутствие у должника имущества и доходов, с помощью которых он сможет оплатить долги.
«Это пункт 4 статьи 46 федерального закона «Об исполнительном производстве». В Новосибирске судебные приставы крайне неохотно завершают исполнительные производства по этому пункту. Чаще всего исполнительные производства на основании пункта 3 той же статьи - невозможности установления местонахождения должника и его имущества», — сказал Канунников.
В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области РБК Новосибирск сообщили, что в прошлом году на основании невозможности установления местонахождения должника и его имущества (п.3 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве») в регионе прекратили 99,4 тыс. исполнительных производств. В тоже время из-за отсутствия у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, было остановлено только 13,1 тыс. производств.