Фабрика игр: как бизнесмен из Новосибирска делает квесты для США и Европы
— Как появилась идея создавать квесты?
— До квестов был профессиональным игроком в покер — играл в интернете и вживую, был успешным. Этот этап длился лет семь. Потом все проиграл, и было ощущение, что жизнь закончилась. Тогда мне было 26 лет. Понял, что нужно начинать сначала.
Позже увлекся квестами. Локаций в городе было несколько десятков. В них почти не было электроники, они требовали постоянного участия сотрудников. Появилась идея сделать квесты более реалистичными и автоматическими. Тогда и решил войти в этот бизнес. Вскоре пришло осознание, что при развитии самих квестов рынок их строительства был практически свободен. В 2015 году основал компанию «BrainyLab».
— Как вы начинали?
— На старте у меня было 500 тыс. руб. Почти половина суммы ушла на аренду большого склада. Здесь по плану должен был появиться центр развлечений на 12 игр. На оставшиеся деньги начал строить первую локацию.
Когда первые деньги закончились, мне пришлось продать машину и взять несколько кредитов. Первый квест, часть следующего, а также зона отдыха обошлись в миллион рублей. Еще столько же ушло, чтобы компания работала следующий год.
Первые три квеста построил в большой минус, на следующем вышел в ноль. Первые 14 проектов моя компания просто училась строить игры. Сначала мы делали их только в Новосибирске. «BrainyLab» продвигалась через корпоративный аккаунт в Instagram и запуск агентской сети в интернете.
— Как удалось выйти на зарубежный рынок?
— В 2016 году ко мне обратился бизнесмен из Дубая и заказал сразу четыре квеста. У нас стояла нереальная задача: за три месяца построить четыре квеста. На тот момент мы строили один квест два месяца! Нам повезло, что у заказчика возникли какие-то бюрократические проблемы. Где-то на два месяца они затянулись, и нам пошло это на руку.
Мне пришлось взять на себя управление стройкой. Попросил уволить часть местных рабочих и набрать новых. Запустить четыре игры за оставшийся месяц — это нереальная задача, но просто верил, и мы успели. В итоге к весне 2017 года проект был закончен. В Эмиратах ко мне обратились заказчики из Великобритании и Америки. С тех пор «BrainyLab» строит игры для них и их франчайзинговых партнеров.
— Сколько человек работает в компании?
— В группе компаний Brainy работает 39 человек.
Мы формируем проектный отдел, где наши архитекторы, художники, инженеры и IT-разработчики начнут проектировать национальный парк с геймификацией для посетителей. Попробуем предложить реализовать нашу идею местным органам власти и бизнесменам.
— Каких крупных успехов компании BrainyLab удалось достигнуть за последние три года?
— Самым неожиданным и запоминающимся событием было получение премии «Экспортер года в сфере услуг». Компания BrainyMX, которая специализируется на разработке приложений виртуальной и дополненной реальности, выпустила первый продукт — аттракцион BrainySpace, и готовит к релизу игру для Steam.
Я потратил год на обучение маркетингу в двух школах, так как считаю, что без знаний в сфере интернет-продвижения можно даже не думать о бизнесе.
Наши маркетологи научились продвигать технологичные товары на зарубежный рынок и сформировали компанию BrainyHIT (маркетинг и реклама). Хотим быть полезны другим экспортерам, которые только собираются выходить на зарубежные рынки.
— Работа над каким из квестов была наиболее запоминающейся?
— Мы построили хороший проект из пяти игр в центре Вены, в Австрии. Он находится рядом с домом, где жил Моцарт. Один из сценариев — ограбление музея. Задача игроков состоит в том, чтобы украсть картину Густава Климта «Поцелуй». Нашим художникам-декораторам пришлось посетить музей перед началом работ, чтобы повторить интерьер музея в локации.
Для австрийского проекта мы написали четыре сценария, два из которых в дальнейшем стали хитами продаж. Команда встретила Европейский Новый год на работе, но 30 декабря успела закончить работу и вернуться домой. Этот проект дал много опыта, эмоций, и, конечно, плюс в наше портфолио.
— Каковы успехи работы в направлении дополненной и виртуальной реальности?
— Приложениями дополненной реальности мы оборудуем разработанные квесты. Мы начали принимать заказы на разработку приложений дополненной реальности, готовим к релизу образовательное приложение по английскому Just say. Если говорить о виртуальной реальности, то направление остается приоритетным для компании.
Мы выпустили аттракцион BrainySpace VR, и в этом году отправим две игры в онлайн-сервис Steam. Для нас это будет новым опытом. Мы также разработали новый формат развлечений — парк площадью от тысячи квадратных метров, в котором объединили квесты, активные игры, VR, AR и mapping-проекторы. Назвали «#Марафон» и сейчас ищем инвесторов для реализации первого проекта в Новосибирске по рассчитанной бизнес модели. Это будет абсолютно новый вид парков, аналогов которых нет в мире.
— Как изменилась работа BrainyLab в пандемию коронавируса?
— В самом начале мировой пандемии рынок в сфере развлечений остановился, нам удалось не останавливать предприятие и продолжить работу. Заказов стало меньше, но только из-за того, что в странах Европы установили жесткие ограничения на посещение общественных заведений. Наши финансовые показатели остались на прежнем уровне, продолжаем показывать рост каждый год. Изменение курса валюты сыграло нам на руку.
— Из каких стран заказывают больше всего квестов?
— Количество заказов зависит от маркетинговой стратегии компании и опыта менеджеров по продажам. Много проектов из Швейцарии — в прошлом году только три проекта. В наших планах закрепиться на рынке Саудовской Аравии, там произошли послабления в сфере развлечений и начали открываться кинотеатры и развлекательные центры.
— Партнеров из каких стран за последние три года работы удалось приобрести?
— География работ обширная. Наши проекты присутствуют в Англии, Испании, Финляндии, Швейцарии, Австрии, Саудовской Аравии, Германии, США, Индии. Многое зависит от характера заказчика и отношения к бизнесу, но скажу, что для клиентов из Европы важно выполнение в срок, Арабские страны любят работы в стиле «дорого-богато». США долго общаются и побаиваются работать, пока не проверят рекомендации других клиентов. Сложно вести переговоры с клиентами из Индии, они торгуются до последнего, это заложено менталитетом.
— Как много появилось компаний на рынке создания квестов за последнее время?
— В России не появилось ни одной новой компании, а те, кто не развивал маркетинг — закрылись. Мы постоянно следим за конкурентами, вносим конкурентные преимущества при появлении новых игроков. Сегодня компания BrainyLab собрала опыт, идеи и сильную команду для создания, изготовления и продвижения парков развлечений с учетом менталитета и культуры зарубежных стран.
Квесты трансформируются в новые форматы развлечений и называются другими именами. BrainyLab позиционирует себя как лаборатория по разработке игр и парков развлечений на физическом и цифровом уровнях реальности.