Проект Госдумы может сделать новосибирский рынок такси еще более «серым»
Одним из авторов инициативы стал председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев.
«Чиновники потребовали четко прописать, кто и за что платит, однако мы считаем, что это можно сделать при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Также кабмин обратил внимание на то, что должно быть предусмотрено дополнительное регулирование ответственности водителей за вред, который они могут при перевозке нанести пассажиру в случае дорожно-транспортного происшествия», — заявил Жигарев.
Игроки новосибирского рынка такси скептично смотрят на эту инициативу.
«Страхование — это бизнес, на первом месте у страховщиков стоит извлечение из своей деятельности коммерческой выгоды, а уже на втором — оказание необходимой материальной помощи пострадавшим», — заявил пресс-секретарь службы такси «Максим» Павел Стенников.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова сообщила РБК Новосибирск, что для выплаты пассажиру страховки нужно подтвердить факт поездки. В общественном транспорте это можно сделать с помощью билетов. В такси же действует устный договор фрахтования.
«Если человек заказал себе такси или поймал на улице, и договорился о стоимости поездки, то договор фрахтования считается заключенным, — заявила Зарипова. — Возникает правовая коллизия: как пассажиры будут доказывать, что они пользовались услугами такси?».
По словам Стенникова, на данный момент нельзя сказать о полном отсутствии защиты прав пассажиров. Действие ОСАГО распространяется и на водителей, и на пассажиров. Надо лишь улучшить работу ОСАГО.
«Что касается гражданской ответственности агрегаторов, то в России нет определения агрегатора. Компании «Яндекс.Такси» или Uber — это очень условные понятия. Они ничем не отличаются от маленькой диспетчерской в Искитимском районе. И если закон все-таки вступит в силу, то этой маленькой диспетчерской придется платить по ОСГОПу (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, — прим. ред.) наравне с крупными игроками рынка, а это уже непосильная финансовая нагрузка для нее», — отметила Зарипова.
По ее мнению, реализация проекта никак не отразится на крупных представителях рынка. На данный момент в этих компаниях уже действует добровольное страхование. Зарипова отметила, что тарифы на перевозки могут вырасти у небольших локальных служб такси. А это приведет к увеличению нелегальных перевозчиков.
«Деятельность свою они не прекратят, а вот в «тень» уйти могут. Уже несколько лет наблюдается тенденция, когда нелегальных перевозчиков не трогают, а вот легальные привлекают пристальное внимание со стороны органов», — указала Зарипова.
ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Действует с 2013 года. Осенью прошлого года в Госдуму впервые был внесен проект об обязательном страховании пассажиров, так как действие закона не распространялось на такси.