Интервью: о золошлаках, многомиллионной экономии и рекультивации свалок
Комплексный план по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот был разработан Минэнерго России с помощью Финансового университета при Правительстве РФ и при участии экспертного сообщества. Реализация мероприятий плана начнется частично до конца 2021 года и полностью — до конца 2022 года. Исполнителями пилотных проектов в регионах назначены субъекты Российской Федерации и представители энергетической отрасли.
Как сейчас обстроит дело с использованием золошлаковых материалов и как проект может быть реализован в Новосибирской области, — в интервью РБК Новосибирск с Петром Саньковым, директором по реализации золошлаковых материалов СГК.
— Петр, проект по золошлакам для энергетиков — это история про новое направление бизнеса или, скорее, вопрос, связанный с экологией?
— Это история про хорошо забытое старое, которое обрело особое значение для экологизации угольной энергетики. Что такое золошлаки? Это минеральная несгорающая часть угля.
Выделяют три основных типа золошлаков. Первый — мелкодисперсная сухая зола-уноса, которая образуется при сгорании угля, улавливается электрофильтрами. Второй вид — шлаки. Они образуются в котле, это более крупные несгораемые стекловидные минеральные частицы. Третье — ЗШМ — золошлаковый материал. Это микс золы-уноса, шлака и воды, который в виде пульпы поступает на золошлакоотвалы.
Все это много лет во всем мире используется и для хозяйственных целей — строительства дорог, рекультивации земель, в производстве бетонов, цементов, в сельском хозяйстве. Некоторые наши электростанции были спроектированы в советское время с расчетом на синергию со смежными отраслями.
Томь-Усинская ГРЭС обеспечивала близлежащие заводы ЖБИ вагонами шлака и шлакового песка, даже цех дробления был запроектирован и построен. В Кузбассе проблемы с песком, шлаковый песок частично закрывал этот дефицит. В 90-х межотраслевые связи распались, и лишь сейчас мы приходим к пониманию правильности сотрудничества между энергетиками и строителями.
— Золошлаки это все же отходы или материалы?
— Это самая важная юридическая нестыковка, которая мешает эффективному использованию золошлаков.
Согласно 89 ФЗ «Об отходах» золошлаки — отход, пятого, самого безопасного класса — «практически не опасные». К нему относятся бумага, опилки и яичная скорлупа. По 174-ФЗ можно разработать, провести экологическую экспертизу и на ее основе внедрить технологию переработки ЗШО во вторичный материал, который попадает под действие 184-ФЗ «О техническом регулировании». Еще в ряде нормативов золошлаки изначально приравниваются к материалам. Например, ГОСТ «Грунты. Классификация», где ЗШМ это «техногенный, дисперсный грунт антропогенного образования».
Из-за этой неувязки энергетикам приходится совершать много лишних действий, чтобы золошлаки применять. Комплексный план Минэнерго должен эти неувязки снять, закрепив статус золошлаков как материалов.
— Есть мнение, что ЗШО «фонят» и пылят. Каким образом золошлаковые отходы получают статус золошлаковых материалов?
— Самый частый вопрос, который задают на любых уровнях, в кабинетах, на улице. Не «фонят»! Радиоактивность золошлакам не свойственна. Чтобы золошлаки теоретически имели повышенный радиационный фон, его должен иметь и уголь. Уголь, сжигаемый станциями СГК, «фона» не имеет в принципе. На угольные разрезы и золоотвалы выезжали общественники, депутаты и экологи, делали независимые замеры, которые в очередной раз подтвердили безопасность и угля, и золошлаков.
Что касается пыли — вблизи станций, на границах санитарно-защитной зоны показатели содержания взвешенных веществ в воздухе несколько раз ниже нормы. Золоотвал делят на сектора и наполняют их постепенно. Смысл этого гидротехнического сооружения — безопасное хранение золошлаков, без пыли. Под слоем воды минеральные остатки могут пролежать 1-2 года. Затем часть водоема осушают, организуют производство и исследования готового ЗШМ на соответствие техрегламенту, только после начинается выемка из карьера. Документ о соответствии нормативам выдается на каждую партию ЗШМ.
— То есть золоотвалы экологии не вредят? Вы планируете строить новые?
— Не более, чем любой карьер инертных материалов — песка или щебня. Наибольшее условно-негативное-воздействие, пожалуй, связано с большой и ценной площадью, занимаемой золоотвалами. Если процесс с золошлаками развернуть разумно, многие земли энергетики могли бы вернуть муниципалитетам. Это касается и Новосибирска. Строить новые золоотвалы СГК не планирует, хватает старых. Мы даже видим возможность уменьшения площадей под золоотвалами.
— Как и зачем?
— Нужно прийти к модели, когда весь выход золы и шлака используется перерабатывающими производствами, а золоотвал становится резервной емкостью, его площадь сокращается в разы. Гидратированный ЗШМ — это дешевый грунт, который может использоваться для решения городских проблем и удешевить многие стройки, решить проблему невостребованных земель с нарушенным рельефом, например тех же оврагов, заброшенных карьеров.
— Вы сказали, что ЗШМ — дешевый материал.
— Да. Утвержденная цена реализации ЗШМ самовывозом с карьера производства — 1 рубль за 1 кубометр. С учетом НДС получится 1 рубль 20 копеек. И это материал с карьеров, которые часто в черте городов, близко к объектам строительства.
Сейчас более востребована зола-уноса. Это мелкодисперсный материал, который используют как наполнитель при производстве цемента, строительных смесей, бетона, автоклавных блоков. Зола бурого угля имеет вяжущие свойства и, замещая в бетонной смеси до 30% цемента, приводит к улучшению его показателей. Зола от каменного угля снижает себестоимость конечного продукта, замещая песок, который к тому же требует дополнительного помола. Зола уноса перспективна и для сельского хозяйства, так применяют до 12% золы в Японии.
В любой отрасли важно проводить исследования и вырабатывать технологические решения: что нужно менять в технологии, какие качества может обрести продукция, как ее продвигать. Мы планируем запустить такие совместные проекты.
— Какой процент золы реализуется?
— Пока немного. Сейчас здесь есть системная проблема — моральное и физическое старение систем отгрузки золы. В СГК начата программа по реконструкции и модернизации этого оборудования. Работы затрагивают как системы транспортировки золы внутри станций, склады-силосы, так и системы автоматизации процессов отпуска золы потребителям. Все эти инвестиции никоим образом не затрагивают тарифы и финансируются из других источников. Такие проекты в Новосибирске стартовали в этом году на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5.
На Новосибирской ТЭЦ-5 и ТЭЦ-3 капитальные вложения могут составить почти 200 млн руб., что позволит повысить производительность оборудования почти до 250 тыс. тонн золы-уноса в год. Большая часть золы может уйти на производство цемента и бетона (115 тыс т.), стройматериалов и смесей (40 тыс.т).
— А как используют гидратированные золошлаковые материалы с золоотвалов?
— Это дорожное строительство, организация насыпей, выравнивание оврагов или неровностей рельефа. Использование золошлаков экономически выгодно.
Например, при строительстве ледовой арены в Новосибирске для песчаного основания объем привезенного песка составил 1,5 млн т песка. Если даже одну треть песка заменить на золошлак, то экономия составила бы несколько сот миллионов рублей.
Для примера — в Подмосковье есть две крупных транспортных развязки, которые построены на золошлаковой «подушке» — они успешно эксплуатируются. Все упирается в вопрос работы с новым материалом по новой технологии, чего дорожники в основной своей массе не приветствуют. И тут все решает воля заказчика строительства.
Золошлаками рекультивируют участки, не вовлеченные в оборот из-за неудобного рельефа или последствий предыдущего использования, они подходят для рекультивации мусорных полигонов, в том числе хвостохранилищ, земель, зараженных тяжелыми металлами. ЗШМ создают подобие непроницаемой «крышки», благодаря чему предотвращается попадание вредных веществ в землю или воду, распространение горения.
В работе по ликвидации возгораний и тушению лигнина на полигоне Канского биохимического завода в 2010 году использовали золошлаковые отходы Канской ТЭЦ, которые перекрыли доступ кислорода к лигнину. При этом на участках, которые засыпали глиной, наблюдалось продолжение горения еще через несколько лет.
В России в 2019 году было использовано 17,9% образованных золошлаков. За рубежом доля вовлечения золошлаков в оборот гораздо выше. Так, в Китае она достигает 70% годового образования, в Индии — 94,3%. Золошлаки применяют для строительства насыпей, ликвидации горных выработок, в качестве почвенных удобрений и мелиорантов почв.
— Какие участки будут рекультивированы в Новосибирске?
— По планам, которые обсуждались на уровне правительства региона, мэрии города и федеральных структур, Новосибирский филиал СГК реализует совместный проект по рекультивации участка в Ленинском районе. Это бывший участок Новосибирского металлургического завода им. Кузьмина, к которому прилегает несанкционированная свалка. Участок находится практически в центре города — за дамбой моста, в сторону Новомарусино вдоль улицы Большой. В перспективе нескольких лет СГК проведет рекультивацию части золоотвала Новосибирской ТЭЦ-2. После реализации этого масштабного проекта город получит крупный участок земли, которую можно будет использовать согласно перспективному плану развития города.
На первом этапе предполагается рекультивировать около 15 га земли бывшей промплощадки в Ленинском районе за дамбой Димитровского моста
В марте подрядчик СГК начнет проектирование, оно завершится к концу года. По предварительным оценкам, на выполнение всех работ потребуется не менее трех лет.
— Есть ли еще перспективные проекты?
— Обсуждалась рекультивация незаконной свалки вблизи Криводановки в Толмачевском сельсовете. Там свалка, которая привлекает птиц и потенциально создает опасность для аэропорта. По иску транспортного прокурора суд постановил эту свалку закрыть. Мы готовы рассмотреть реализацию совместного проекта по рекультивации этой свалки.
Мы ведем переговоры с многими крупными предприятиями. С НЗХК, например, есть планы по совместной рекультивации хвостохранилищ завода, проектирование намечено на 2025 год. СГК ранее предлагала городу золошлаки для рекультивации мусорных полигонов. Так же ЗШМ может быть использован для создания противопожарных отсечек. Такой опыт у СГК есть.
— Сейчас на федеральном уровне в работе находится комплексный план по вовлечению золошлаков в хозяйственный оборот. Какие эффекты он даст?
— Этот план особенно значим именно для Сибири, где традиционно преобладает угольная генерация. Успешная его реализация позволит через несколько лет включать более трети всего годового объема образования золошлаков в хозоборот.
По данным Минэнерго, сейчас в России накоплено более 1,2 млрд т золошлаков, более 3 тыс. га земель изъято из оборота. Если ситуацию не менять, то до 2035 года на строительство новых золоотвалов в России придется направить 113,7 млрд руб. средств, большая часть которых будет включена в тарифы для потребителей.
— Какие меры включены в этот план?
— Предусмотрена работа федеральных органов исполнительной власти по снятию административных ограничений по применению золошлаков, разработка методов стимулирования. Определяется ряд финансовых инструментов для переработчиков — субсидии, налоговые льготы, льготные кредиты.
Вновь созданные организации по переработке золошлаков предлагается освободить от налога на прибыли на три года, дать льготы по налогу на имущество и налогу на недвижимость. Операции по реализации золошлаков предложено освободить от НДС.
Ряд мер поддержки должен коснуться НИОКР в области переработки и утилизации ЗШО, предложено повысить грантовую поддержку за счет включения этих технологий в перечень приоритетных направление развития науки.
Среди нефинансовых мер предлагается создание цифровой платформы утилизации ЗШО с указанием запасов, реестра полигонов. ЗШМ предлагается использовать приоритетно в рамках государственных и муниципальных заказов, в случае, если это будет эффективным.
Запланирована просветительская составляющая, в том числе и в профессиональном сообществе. Те же проектировщики и сметчики, и в своих региональных справочниках должны иметь под рукой полный комплекс информации о ЗШМ.
Для меня важнейшим блоком видится именно реализация пилотных проектов в регионах. Пока власти на местах не получат положительный опыт сотрудничества с энергетиками, не увидят, что работать с золошлаками можно и нужно, и что это не влечет негатива со стороны надзорных органов, пока бизнес не набьет руку на работе с золой, шлаком или ЗШМ, можно долго топтаться на месте. Весь цивилизованный мир лет 20 назад начал реализацию госпрограмм по вовлечению золошлаков в оборот, у России еще все впереди.