Заксобрание: систему господдержки для аграриев нужно реформировать
В ходе заседания аграрного комитета Заксобрания Новосибирской области парламентарии заявили, что система распределения средств господдержки нуждается в реформировании: аграрии не могут своевременно получить средства. По словам председателя профильного комитета Заксобрания региона Дениса Субботина, из планируемых 4,6 млрд руб. до получателей было доведено только 2,6 млрд руб.
Как доложил министр сельского хозяйства региона Андрей Шинделов, на сегодняшний день не освоено более 1 млрд руб., но идут конкурсные процедуры. «Минсельхоз отрабатывает документы по предоставлению средств на компенсацию стоимости минеральных удобрений, будут объявлены конкурсы по возмещению стоимости выращивания овощей, племенных животных, на содержание крупного рогатого скота. По направлению возмещения стоимости молодняка КРС, приобретенного личными подсобными хозяйствами населения, есть риск отсутствия заявок», — сказал министр. По его словам, фиксируется критически низкий уровень количества заявок и по другим направлениям. По каким именно, он не уточнил.
По словам Шинделова, в АПК наблюдаются и другие негативные тенденции. Например, существенное снижение поголовья крупного рогатого скота. Также растет стоимость материалов и оборудования для аграриев: если в 2023 году на приобретение 1,3 тыс. единиц техники было потрачено 5 млрд руб., то в этом году только на 800 единиц техники понадобилось около 6 млрд руб.
«Мы планируем меры поддержки, но не можем их довести, потому что сами установили правила, по которым люди ничего не могут получить. — заявил Субботин. — А может, обратиться к здравому смыслу? Чтобы сама система была другой? Зачем мы крестьян мучаем? Сначала требуем с них документы, а потом говорим, что сдали не то, что ошиблись. Это же чудовищно».
Глава аграрного комитета отметил, что сегодня аграрии и так вынуждены работать в ряде информационных систем, которые контролируют их деятельность, вести отчеты по производственным показателям — сколько зерна посеяно, сколько удобрений внесено и пр.
«Все это уже есть в информационных системах. А если придумать, чтобы в министерстве смотрели, что хозяйство приобретало, на какой вид поддержки имеет право, и присылали уведомления, мол, подайте заявку? А иначе зачем нам все эти информационные системы?», — сказал Субботин.
Андрей Шинделов возразил, что информационные системы федерального уровня использовать для доведения средств господдержки нельзя. Потому что они для расчета сумм субсидий не предназначены. А предназначены для контроля за соблюдением условий и требований, поэтому необходим дополнительный информационный ресурс.
Критика депутатов
Главу аграрного комитета Заксобрания поддержали и его коллеги. По словам депутата парламента, руководителя племзавода «Ирмень» Олега Бугакова, если крупные предприятия способны справляться с таким количество отчетности, то мелкий бизнес — нет.
«Сегодня контроля столько, что трудно даже крупному предприятию. Системы отслеживания движения зерна, «Меркурий», цифровая маркировка. Дошли даже, я считаю, до абсурда: контроль за навозом. Крупные предприятия еще могут это вести. А фермеры? В Новосибирской области, как видите, обстановка непростая. Идет сокращение поголовья скота, потому что нет желающих заниматься животноводством. Возникают вопросы и по желающим заниматься землей — ко мне было два обращения по покупке земли, по аренде. А главное, что сегодня есть господдержка, но мы не можем ее получить», — рассказал Бугаков.
По его словам, основная сложность заключается и в том, что мелкие и средние предприятия не могут все правильно оформить. «В открытую говорят, мол, не надо мне ничего, я уже ходил и знаю, ничего не выйдет. Отбили желание получать господдержку. Бюрократическими проволочками отбили желание», добавил депутат.
Наличие проблемы подтвердил и депутат Виктор Кушнир: фермеры отказываются от господдержки из-за крайне сложного оформления документов. Для решения проблемы парламентарий предложил увеличить численность консультантов в областном Минсельхозе, чтобы каждый заявитель мог получить консультацию по свой заявке.
«Когда цена господдержки девальвируется, она становится неинтересной, а если это сопрягается с процедурными сложностями, то хозяйства и не пытаются ее оформить», — отметил Голубенко.
По итогам заседания депутаты рекомендовали областному Минсельхозу разработать схему реформирования сути и практики доведения мер господдержки. Парламентарии считают, что система господдержки должна стать «прозрачной, прогнозируемой и справедливой».
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте