Будут ли коллекторы давить на новосибирцев после решения Верховного суда
УФССП по Ханты-Мансийскому автономному округу в апреле текущего года решила оштрафовать два коллекторских агентства — «Сентинел кредит менеджмент» и «Активбизнесколлекшн» — на 50 тыс. руб. каждую. Основанием послужило то, что сотрудники компаний вместо двух SMS-сообщений написали три и пять соответственно. Согласно закону «О защите прав и законных интересов физлиц при возврате просроченной задолженности» коллекторы могут отправлять должникам не более двух SMS в сутки.
Приставы и коллекторские агентства вели судебные тяжбы, в итоге ВС РФ принял постановление о законности действий коллекторов. Согласно ему, несколько текстовых сообщений, объединенных общим смыслом, и отправленных с интервалом в несколько секунд «по независящим от общества обстоятельствам», являются одним сообщением, говорится в определениях суда.
Объем одного SMS-сообщения составляет 70 символов кириллицей и 160 — латиницей. «Если смс для одного должника по одному и тому же долгу превышает установленное техническими характеристиками количество символов в связи с тем, что в соответствии с законом компании обязаны указывать достаточно большой объем информации, то сообщение автоматически разбивается на части. Таким образом, одно сообщение может быть рассмотрено как несколько, что, соответственно, формально выглядит как несоблюдение закона», — сообщила РБК Новосибирск PR-директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Елена Григорьева.
За нарушение правил взаимодействия с должниками закон подразумевает санкции в виде штрафа от 50 до 500 тыс. руб., а также приостановлением работы организации до 90 дней.
Однако представители «Сентинел кредит менеджмент» и «Активбизнесколлекшн», добавила Григорьева, сумели убедить Верховный суд в несовершенстве федерального закона о коллекторах.
Жалобы на коллекторов
В PR-службе НАПКА отметили, что превышение числа отправленных смс-сообщений должнику — одна из главных причин возбуждения административных дел в отношений коллекторских агентств.
По словам замруководителя УФССП по Новосибирской области Федора Плесовских, в прошлом году управление приняло к рассмотрению 524 жалобы на деятельность коллекторских агентств.
«Из общего числа рассмотренных обращений 40 признано обоснованными. Возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.57 КоАП Российской Федерации. В отношении юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, возбуждено 19 дел об административных правонарушениях», — рассказал Плесовских РБК Новосибирск.
В этом году, по словам замначальника регионального УФССП, поступило 386 обращений, из которых 47 признано обоснованными.
Давление на должников
Решение суда вызвало неоднозначную реакцию у российских юристов. Так, юрист Кирилл Кузнецов согласен с решением ВС. «Технические особенности SMS-сообщений не должны делать невозможным обращения к должнику», — рассказал он РБК Новосибирск.
Однако юрист компании «Юков и партнеры» Денис Бобырь считает, что решение Верховного суда может сыграть на руку недобросовестным коллекторам. Получив возможность писать более двух SMS-сообщений в сутки, они будут оказывать психологическое давление на должников.
«Позиция ВС не увеличит эффективности взыскания долгов по розничным кредитам, поскольку, по сути, лишь увеличит инструментарий воздействия на должника», — цитируют юриста «Известия».
С таким мнением не согласна PR-директор НАПКА Елена Григорьева, которая считает, что решение ВС не отменяет требования законодательства о недопустимости психологического давления на должников.
По словам Кузнецова, «черные» коллекторы работают вне правового поля, отправляя с разных номеров большое количество сообщений, поэтому им незачем пользоваться решением ВС.