Муниципальный медцентр планирует «уронить» цены на прием врачей
Для муниципального фармритейлера это первый подобный опыт, редок он и по меркам России, — развитие фармпредприятия через диверсификацию бизнеса имеет мало примеров, — в Москве подобную концепцию реализует сеть клиник «Самсон-Фарма». Крупнейшая сеть аптек 36,6 в свое время купила готовый медицинский центр, а через пару лет продала его, оставшись в своей нише.
По словам соучредителя новосибирской клиника «Здравица» Натальи Сухаревой, подобная диверсификация неоднозначна: «Мы намеренно не встраиваем в свой бизнес ни аптеки, ни хирургию, чтобы не было никакой внутренней мотивации назначать таблетки и операции там, где можно обойтись без них»
Как рассказал РБК-Новосибирск директор МП «НАС» Владимир Машанов, ценовая политика у центра, как структурного подразделения МП «НАС» не отличается от основной: невысокие базовые цены с дополнительными программами лояльности для определенных категорий граждан. Можно увидеть, что сейчас стоимость услуг отличается от частных центров порой в два и более раз. После начала работы и анализа спроса обязательно сформируются специальные программы скидок», — отметил Машанов.
Директор МП «НАС» рассчитывает, что открытие нового центра на левобережье «уронит» цены и в окружающих клиниках: в качестве примера Машанов привел Тайге.инфо пример, когда муниципальные фармацевты запустили «Филиалы социальных цен» (девять аптек с минимальной разрешенной надбавкой на оптовые цены), окружающие их частники через определенное время тоже снизили отпускную цену на свою продукцию.
Помещение под медцентр было переоборудовано и отремонтировано без участия городского бюджета на оборотные средства МП «НАС»: затраты составили порядка 10 млн. руб. Ориентировочный срок окупаемости — 16 месяцев. При этом Машанов подчеркивает, что доходность не является в этом проекте самоцелью: важнее формирование социальных программ лояльности. Стоимость услуг в муниципальном медцентре ниже средних по городу.
Кроме удачной локации, на руку новому проекту играют тенденции рынка коммерческой медицины: снижение платежеспособного спроса и придирчивость посетителей к вопросам стоимости услуг: «Медцентр — это неотъемлемая часть бренда муниципальных аптек — пожалуй, самого известного сетевого фармритейлера Новосибирска». В перспективе Машанов говорит о планах на открытие еще 2-3 подобных центров в разных районах города.
Соучредитель новосибирской клиника «Здравица» Наталья Сухарева
— То, что социальные аптеки уронили цены в коммерческих — нормально. Лекарства — продукт обезличенный, клиенту все равно, где покупать. Маржа на этом рынке позволяет снижать цену, выигрывая за счёт оборотов. В медицинских услугах ситуация другая. Здесь 80% удовлетворённости лежит в человеческом факторе. Маржа невысокая, основные затраты — ФОТ и налоги на него. Хорошим врачам нужно платить хорошую, официальную зарплату, в помещения и оборудование нужно реинвестировать, людей — учить, поддерживать сервис, продвигать себя на рынке. Все это — деньги и время. Конечно, часть наших клиентов может перейти попробовать, особенно те, кому у нас на самом деле дорого. Но, по опыту, многие возвращаются. Такие клиники — скорее конкуренты центрам в эконом-сегменте. Будущее покажет, насколько они жизнеспособны и насколько качественно они смогут работать с пациентами.