Прецедент: новосибирец отсудил крупную сумму за разбитые дороги
Автовладелец Иван Лежепёков попал в аварию на территории города Обь. По словам Лежепёкова, в неочищенной дорожной колее машину неожиданно подбросило, развернуло на дороге и вынесло на стоящую на обочине конструкцию. В результате аварии машина оказалась серьезно повреждена, оценщики определили сумму ремонта в 384 тыс. руб.
По закону владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация. Если авария случилась из-за ненадлежащего состояния дороги, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации, к администрации соответствующего субъекта РФ или к структуре, ответственной за содержание этих дорог.
Лежепёков подал иск в суд города Оби, который проиграл. Судья счел, что автомобилист виноват сам.
Представители администрации города Обь сообщали, что раз администрация города не была привлечена к административной ответственности за ненадлежащее состояние дорог, значит, с дорогами все нормально.
Адвокат Павел Яровой, представлявшего в суде Лежепёкова, назвал позицию администрации, основанную на том, что одна контролирующая организация не исполнила обязательства по надзору за работой другой госструктуры, весьма неубедительной.
Лежепёков подал апелляцию в Новосибирский областной суд, который принял сторону истца. Представитель ответчика Алексей Зайцев на заседании новых аргументов не привел: «У нас всегда так чистят никто не жаловался», — цитирует ответчика ГТРК.
В результате Новосибирский областной суд жалобу Лежепёкова удовлетворил, и присудил взыскать с администрации Оби 384 тыс. руб. на восстановительный ремонт автомобиля, и возмещение расходов истца, — всего более 402 тыс.руб.
По словам Ярового, в Новосибирске, да и в России дел, где автомобилисты возлагают ущерб на госструктуры, отвечающие за состояние дорог, мало. При этом в середине апреля глава городской Госавтоинспекции Евгений Маслюк сообщил, что в Новосибирске более 95% ДТП возникают из-за повреждениях на дорогах: стертая разметка, колеи, ямы и выбоины провоцируют дорожные аварии.
Одной из причин немногочисленности исков Яровой называет опасения автомобилистов проигрыша дела чиновникам. Еще одна причина — зачастую истец оценивает ущерб как незначительный в сравнении с потерями времени на тяжбы. «Если перевести это на стоимость рабочего времени, то стоимость пробитого колеса это явно не окупает. Было бы логично снять этот вопрос с плеч автомобилиста и передать его страховым компаниям. Это позволило бы с одной стороны разгрузить автомобилиста от юридических процедур, а с другой в разы увеличить количество взысканий за некачественный ремонт дорог», — сообщил корреспонденту РБК Новосибирск глава новосибирского отделения фонда «Гражданский Патруль» Ростислав Антонов.
Лайфхак от адвоката Павла Ярового:
— Если произошла авария из-за состояния дороги, важно здесь же на месте собрать доказательную базу. Для этого надо вызвать ГИБДД, сделать фотографии. Важно, чтобы на фотофиксации был заметен номер машины, приметы местности, дата съемки. Если этого не сделать, ответчик в суде сможет подвергнуть сомнению факт, что данные фото были сделаны сразу после ДТП. Я рекомендую также составить акт осмотра места происшествия в простой письменной форме, в котором зафиксировать все важные детали — глубину ямы или колеи, освещенность, другие моменты. Акт стоит заверить подписями нескольких свидетелей, это могут быть проезжающие автомобилисты или пассажиры. Такой акт суд принимает как одно из доказательств. Если этого не сделать, то на другой день есть риск, что дорога окажется почищенной, а яма — засыпанной гравием.
Читать по теме: «Мины» в асфальте: как получить деньги с дорожников на ремонт автомобиля