Александр Бойко: «Ремонтировать новосибирские дороги стало убыточно»
В отношении крупного новосибирского подрядчика по ремонту дорог «Трансервис ДДС» введена процедура банкротства. Компания принадлежит известному бизнесмену и девелоперу Александру Бойко (бизнес-центры «Гринвич», «Most» и пятизвездочный отель Marriott, «Жуковка»). Как сообщил предприниматель, компания была вынуждена прекратить свою деятельность из-за сложившейся системы в сфере закупок.
Александр Бойко:
— В Новосибирске в дорожной отрасли за последнее время исчезли как минимум пять серьезных игроков.
Власти уже пора задуматься о том, что в отрасли есть проблемы. Пора менять правила игры. Потому что основным заказчиком на этом рынке является государство.
В настоящее время этот бизнес планово-убыточный. Получается, что сейчас честно работать практически нельзя. Расценки и система торгов выстроены так, что ремонтировать новосибирские дороги — работать в минус.
Среднеотраслевая рентабельность — на уровне 3,5-5,5%. Это характерно для Центрального федерального округа. За пределами ЦФО рентабельность на уровне нуля. У нас всего полгода рабочих в Сибири, а в остальное время эта техника стоит у меня в теплом гараже. Также я плачу зарплату и налоги за это время.
Такая ситуация характерна не только для Новосибирской области. Например, в Кузбассе в этом сезоне не состоялось несколько крупных торгов. На них просто никто не заявился. При этом часть конкурсов в регионах, на которые все-таки есть заявки, являются договорными. Представитель заказчика обычно звонит и просит заявиться на тендер.
При сложившейся тенденции ухода компаний с рынка выводы нужно делать заказчику: с кем он останется? В системе менять нужно многое.
Вот, например, трасса «Омск — Новосибирск». Почему по ней расценки дороже, чем на дорогах во дворах? Ведь техника работает одна и та же, асфальт одинаковый, брак делать нельзя. Но только если по автобану я развернул асфальтоукладчик на 4,5 метров в ширину и иду с производительностью более 400 тонн в час, то при работе во дворе эти же 400 тонн я укладываю за неделю. При этом количество людей и техники трудится столько же. Это все можно нивелировать коэффициентом стесненности, но мэрия этого не пропускает.
У нас асфальт по сметам на 6-7% легче, чем он есть по факту. И мы никому ничего доказать не можем уже 8 лет. Это связано якобы с едиными нормами. Но извините, у нас щебень тяжелее, чем в центральных регионах России. Получается, что идет перерасход на 6% сразу. Вот таких нюансов у нас масса.
Я решил выйти из этого бизнеса, потому что строить за свой счет дороги я не собираюсь. Сейчас места выбывших компаний занимают предприятия, которые привозят рабочих из ближнего зарубежья на сезон, а у самих ничего за душой нет. Они заходят на торги и начинают снижать цены. Чтобы выиграть, мы должны за ними снижаться точно также, что мы и делали в прошлом году.
Однако когда вскрывается документация, оказывается, что их до второй части торгов и не допустили бы, но дело уже сделано — цена снижена. И все следующие торги выставляют по сниженной цене.
Заказчики доигрались до того, что расценки стали «минусовыми». По моему мнению, не нужно выпускать на торги всех подряд, кто даст низкую цену.
Михаил Мезенцев, активист «Общероссийского народного фронта», член общественного совета при региональном Минтрансе:
— Большинство подрядчиков говорит, что все плохо и работать они вынуждены в ноль, но это не совсем так. Никто никого не заставляет заведомо заходить на убыточный объект. Если бы все решили не подавать заявки, то тогда бы заказчик был вынужден изыскивать возможности для увеличения стоимости. А когда заходит несколько компаний, еще и понижают цену, то уж, извините, они сами под эти условия подписываются. Поэтому нельзя однозначно сказать, что все плохо в отрасли. Есть примеры, когда компании не только умудряются остаться на плаву, но и увеличивают свои производственные мощности. В качестве примера можно назвать кемеровскую компанию «Кузбассдорстрой».
Согласен, встречаются случаи, когда компании с низкими мощностями заявляются на торги. При этом они понимают, что не смогут выполнить работы в срок. В итоге возникает проблема того, что заказчику зачастую проще прикрыть глаза на недостатки, чем не отчитаться в освоении денег.
Если ты отыграл конкурс, но компания его выиграла неблагонадежная, то чаще всего времени, чтобы переторговать, нет. В итоге заказчик вынужден всячески тянуть компанию, чтобы по итогам года вопрос с освоением средств закрыть. Пресечь это можно только в случае, если заказчик будет лично заинтересован в качестве выполненных работ. Нужно менять приоритеты. Мы же видим это на примере реализации БКД в регионе, когда ради выполнения работ в срок пытаются даже нанести разметку под снег. А это же уже грубейшие нарушения в технологии.