Перейти к основному контенту
Новосибирск ,  
0 

Утопия или реальность: как электротранспорт развивается в России

Фото: sibgenco.online
Фото: sibgenco.online

Правительство РФ ставит перед собой цели — к 2030 году сделать каждый десятый автомобиль в стране электрическим. О развитии электрического транспорта в регионе РБК Новосибирск поговорил с экспертами.

Жители Новосибирска владеют 800 электромобилями, сообщил на прошедшей неделе, на пресс-конференции, глава города Анатолий Локоть. Согласно данным «Авито Авто», в III квартале этого года продажи электрокаров с пробегом в Новосибирской области выросли на 500% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В России продажи электромобилей на вторичном рынке выросли на 115,7%.

Развитие EV-транспорта в мире

Развитие электротранспорта стало мировым трендом. По количеству произведенных электромобилей безусловно лидирует Китай. Автомобильный рынок Китая самый крупный в мире, он занимает треть мирового рынка, при этом продажи электромобилей в текущем году приблизятся 40% от его объема, увеличившись фактически за четыре года в 10 раз. Об этом РБК Новосибирск рассказал доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Александр Штанг. Норвегия — одна из стран-лидеров по внедрению электротранспорта, в текущем году из общего числа проданных новых автомобилей на гибриды и электромобили пришлось 93% (55% электромобили и 38% различные типы гибридных автомобилей).

К 2035 году из-за проблем с экологией власти Евросоюза намерены пересадить автовладельцев на электромобили, рассказал РБК Новосибирск генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. «На сегодня до 80% вредных выбросов в атмосферу в городах-миллионниках — это не промышленные предприятия, а наш с вами автотранспорт. По этой причине и без закона, принятого ЕС, переход на электротранспорт в мире через 7-10 лет неизбежен», — считает Матвеев.

В то время как в Китае парк EV-транспорта исчисляется миллионами единиц, являясь доступным средством передвижения, в России число электрокаров растет за счет новых электромобилей премиальных китайские брендов и подержанных западных и японских марок, и это тысячи единиц, рассказал РБК Новосибирск техноброкер «Центра интеллектуальных аналитических и робототехнических систем» Сергей Гатауллин. Штанг отметил, что по прогнозным экспертным оценкам к 2030 году доля продаж электромобилей на мировом рынке транспортных средств составит 50-70%.

Со ссылкой на данные «одного из агентств автомобильной статистики» Гатауллин заявил, что средний возраст легкового парка автомобилей в РФ составляет 15 лет с учетом таксомоторных, каршеринговых и корпоративных парков, по большей части представленных новой техникой. Но в любом случае за этой технологией будущее, так как КПД электродвигателя кратно превышает ДВС. Да и в целом технология ДВС себя исчерпала, полагает эксперт.

Развитие электротранспорта в России

Гатауллин отметил, что EV-сегмент отечественного авторынка, «пусть и с традиционным опозданием от мировых трендов», оживает, однако массовым платежеспособным спросом обеспечен будет еще очень не скоро.

По словам Штанга, доля продаж электрокаров на российском рынке авто, согласно статистическим данным, в сентябре составила 1,5%. «Это более 1000 электромобилей в месяц. Скорость развития электропарка очень высокая. Для некоторых регионов она превышает 100% в год. При это известно, что если рынок выходит на 3-5% продаж, то через 7-8 несколько лет новая технология может занят до половины рынка», — рассказал Штанг.

По словам Матвеева, главным минусом электромобилей является его дороговизна. Сейчас стоимость электромобиля в России начинается от 3 млн руб., тогда как цена на авто с двигателем внутреннего сгорания стартует с 1,5 млн руб. «Почти половина цены электромобиля — это стоимость аккумулятора. Если в ближайшие годы разработают более дешевые аккумуляторы, и по цене электромобили приблизятся к автомобилям, можно будет ожидать взрывного спроса на них», — считает Матвеев.

Однако директор по административно-хозяйственной деятельности ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин считает, что в последние годы развитие электротранспорта в России не претерпело «кардинальных изменений» и в ближайшие 5-7 лет этого также не стоит ожидать. Взрывное увеличение продаж подержанных электромобилей в стране и, в частности в Новосибирской области, Разин связал с эффектом низкой базы.

Сдерживающие факторы

Развитие электротранспорта в России, по мнению Матвеева, может столкнуться с отсутствием квалифицированных сервисов для технического обслуживания электромобилей. «Внутренняя начинка электромобилей и гибридных авто практически не отличается. В них нет каких-то необычных узлов или блоков. Проблема только в их расположении. Силовые кабели и высоковольтную батарею производители всегда прячут в особых зонах, где риск повреждения при ДТП минимален, — рассказал Матвеев. — Полноценный ремонт всех узлов и блоков могут проводить только в дилерских сервисных центрах. Здесь вопрос не в сложности процедуры. Если владелец электромобиля обратится в обычное СТО, ему вряд ли смогут помочь местные специалисты, так как у них не будет ни программного обеспечения для диагностического оборудования, ни специальных инструментов».

Еще одной причиной медленного развития электротранспорта в России является практически полное отсутствие собственного производства аккумуляторных батарей. Российское правительство планирует его создать, но может столкнуться с отсутствием отечественных разработок и небольшим объемом выпуска автомобилей, сообщал ранее ТАСС.

Однако ключевым фактором, сдерживающим развитие EV-транспорта в России, считает Разин, является отсутствие зарядной инфраструктуры. «Для адаптации и массового распространения электрокаров зарядные устройства для их владельцев должны быть везде: у дома, на парковке, на трассе, у торгового центра. А пока этого нет, масштабируемого роста не предвидится», — заявил Разин.

Матвеев рассказал, что сегодня в России насчитывается 4,5 тыс. зарядных устройств, из которых 300 — в Москве. При этом сам он считает, что только в столице должно действовать не меньше 3 тыс. зарядных станций.

Согласно данным сервиса 2 ГИС, в Новосибирске действует 42 станции для зарядки электромобилей. В Новосибирске, Черепаново и Болотном в рамках проекта «Сибирь заряжает» установлено 33 станции для эдектрических машин. До конца текущего года в региональном центре по проекту планируется смонтировать еще 40 зарядных устройств. В 2024 году число зарядок планируется увеличить еще на 40.

Штанг рассказал, что в Китае к 2024 году будет установлено уже 10 млн зарядных станций, из которых 70% — так называемые медленные, а остальные — быстрые. Медленные — мощностью 7-22 кВт, способны зарядить электромобиль за ночь, чаще всего используются жителями частных домов. Быстрые зарядные станции мощностью, например, в 150 кВт и выше могут зарядить электромобиль до 80% за 30 минут. Такие устройства могут устанавливать рядом с торговыми центрами, на общественных паркингах, рядом с районами многоэтажной плотной застройкой, рассказал Штанг. Он отметил, что в настоящее время принят ряд законодательных инициатив, который обязывает российских застройщиков жилой недвижимости резервировать мощности, или непосредственно устанавливать определенное количество зарядных станций во дворах, или паркингах многоквартирных домов.

«Если стоимость быстрых зарядных станций может составлять несколько миллионов рублей, то медленных — на порядок меньше. Стоимость зарядной станции также зависит от конфигурации, на какие мощности она рассчитана, какое количество зарядных постов включает, какие стандарты содержит. Все это будет влиять на стоимость», — высказался преподаватель НГТУ.

Согласно условиям Концепции развития электротранспорта в России до 2030 года, зарядные устройства в городах планируется устанавливать на площади 4 кв. км, на трассах — на расстоянии 100 км друг от друга. В то же время Разин считает, что повсеместное развитие в России зарядной инфраструктуры для электромобилей невозможно.

«Современные литий-ионные батареи хорошо себя чувствуют при температурах примерно от 15 до 25 градусов. А среднегодовая температура воздуха в Новосибирске и области составляет +0,2 °C. Поэтому повсеместно развивать зарядную инфраструктуру в наших северных регионах, да еще при такой плотности населения и дистанции, по факту является просто утопией. Электромобиль постоянно расходует заряд, в морозную погоду он делает это гораздо быстрее. Если по городу и области нет необходимой инфраструктуры для подзарядки, то владелец электрокара оказывается в зоне постоянного риска — остаться без транспортного средства в нужный момент», — высказался Разин.

Согласно данным Росстата, на 1 января 2023 года в Новосибирской области доля городского населения от числа всех людей, проживающих в регионе (2,79 млн человек), составляла 79,7%. Средний показатель городского населения в регионах Сибирского федерального округа составляет 75%, Дальневосточного ФО — 73,7%, Уральского — 82,1%, Приволжского — 72,3%, Северо-Кавказского — 50,6%, Южном — 63,2%, Северо-Западном — 85% и Центрально — 82,2%.

Штанг отметил, что в настоящее время многие автовладельцы, в качестве одного из ограничений использования электромобиля, указывают невысокой запас автономного хода. «Проведенные исследования показали, что 90% автолюбителей в мире проезжают в сутки не более 90 км. Подавляющее большинство автовладельцев совершает поездки на длительные расстояния крайне редко: обычно один, два раза в год, например в отпуске», — рассказал Штанг.

Он отметил, что чаще всего электромобили покупают жители городов. Это связано с большей информированностью людей о преимуществах электромобиля, более развитой инфраструктурой. Покупают электромобили, как второе транспортное средство в семье, которое существенно дешевле в обслуживании.

Преимущества электромобилей

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что EV-транспорт — безусловно более экологичный, нежели транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. По словам Штанга, если говорить о безопасности электрического транспорта для окружающей среды, то стоит посмотреть и на первичный источник при производстве энергии. У нас в Сибири, фактически половина электроэнергии вырабатывается ГЭС, поэтому электромобиль еще более экологичен.

«Существует еще одни важный фактор, его редко упоминают — технологичность и как следствие скорость производства электромобилей, она на порядок выше по сравнению с классическим автомобилем, так в автомобиле с ДВС — 35 тысяч запчастей, а в электромобиле — 3,5 тысячи. Поэтому скорость технологического процесса сборки возрастает в разы», — рассказал Штанг.

Он добавил, что по энергопотреблению эксплуатация гибридных машин делает их вдвое, а электромобилей — в 5-6, а то и в 10, раз дешевле в зависимости от цены электроэнергии в регионе, по сравнению с автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. «На обслуживание электромобилей требуется существенно меньше затрат, коробка передач отсутствует, замена масла и топливных фильтров не требуется, рекуперативное торможение позволяет ни только сэкономить энергию, но и фактически исключить фрикционное истирание тормозных колодок», — подытожил Штанг.

Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакт

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Новосибирск
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и шести сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31