Банки уравняют с коллекторами в работе с должниками — мнения экспертов
Федеральная служба судебных приставов возьмет под свой контроль деятельность банков и микрокредитных организаций и будет требовать записи разговоров с должниками при необходимости. Хранить информации нужно будет на протяжении нескольких лет. Соответствующий законопроект внес Кабмин в Госдуму РФ.
Сейчас такой надзор распространяется только на коллекторов. При этом финансовые организации, которые сами выдают кредиты и занимаются возвратом долгов не контролировались.
«Данное решение вполне логично и уравнивает права и обязанности всех лиц, осуществляющих действия по взысканию просроченной задолженности», — рассказал РБК Новосибирск президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.
Хранить три года
Чтобы выполнить новые требования, кредиторам предстоит делать аудиозаписи всех телефонных переговоров, записывать сообщения и хранить их в течение трех лет.
«Данная обязанность по хранению разговоров выполняется профессиональными коллекторскими агентствами уже не первый год. По факту, если кредитор грамотно и с умом подойдет к вопросу хранения данных, то это не потребует от него существенных инвестиций в IT-инфраструктуру», — отметил Эльман Мехтиев.
По словам генерального директора коллекторского агентства «Право Онлайн» Константина Шарапова, сейчас на рынке существует множество провайдеров и сотовых операторов, предлагающих современные решения для этого — это и виртуальные АТС, и облачные технологии, при которых значение жестких дисков становится менее актуальным.
«На рынке есть решения для небольших компаний, которые стоят десятки тысяч, а есть так называемые промышленные масштабы с оплатой в сотни тысяч и даже миллионы. Но, поверьте, финансовые организации, банки и коллекторские агентства тратят не меньше и на другие внедрения в свой бизнес, поэтому эти траты не кажутся мне какими-то фатальными», — отметил он.
Собеседник добавил, что это нововведение никак не отразится на маржинальности бизнеса, поскольку все серьезные стабильные МФО, банки и тем более коллекторские агентства, уже давно записывают и хранят разговоры.
«Мы, например, храним данные на протяжении 5 лет и пока не удалили ни один файл. Запись разговора — это защита не только клиента, но и бизнеса, особенно в условиях ужесточения законов: для компании очень важно иметь доказательства правомерности своих действий и предоставить их надзорным органам по требованию в случае возникновения спорных ситуаций», — подчеркнул глава коллекторского агентства.
Спикер добавил, что его радует, что теперь все участники рынка взыскания будут в равных условиях, в одном информационном и законном поле.