От потребительского экстремизма страдают окна: эксперты обсудили проблему
Эксперты строительной отрасли обсудили проблему потребительского экстремизма, являющимся актуальным для сферы недвижимости. Этот вопрос рассматривался на «Сибирской строительной неделе».
Некоторые застройщики сталкиваются с судебными исками по качеству строительства жилья. Люди жалуются на недоделки в новостройках. По словам застройщиков, иногда судебные процессы превращаются в способ получения дохода. Такие иски девелоперы считают необоснованными и называют потребительским экстремизмом.
Согласно результатам исследования, которое провел Институт развития строительной отрасли, с массовым предъявлением претензий и судебных исков со стороны профессиональных юристов сталкивались почти 70% опрошенных девелоперских компаний. Причем для 45% респондентов данная проблема является острой. Претензии по качеству сданных в эксплуатацию квартир были предъявлены в отношении более половины участников опроса.
Несовершенство нормативной базы
Александра Куренкова, директор «Межрегионального института окна»:
— Окно — это лакмусовая бумажка строительных ошибок, то есть неправильно спроектировали отопление или вентиляцию — все это будет отражаться на окне. По нашим оценкам, 80% всех жалоб дольщиков — это вопросы к качеству оконных блоков и балконов. На сегодняшний день сделать окно класса «А» по всем параметрам мы не можем: если будет очень теплое или шумозащитное, то снизится светопропускание.
У нас нет как такого юридического термина «потребительский экстремизм» нет, но само понятие существует. Мы настаиваем на том, чтобы право оценивать менять или не менять окно было у узкого круга специалистов, разбирающихся в этой теме.
Также во многих случаях потребитель, высуживая деньги у строительной компании, окно впоследствии не меняет. Поэтому надо добиваться решения, чтобы потребитель был обязан заменить окно до указанного срока, а некачественное изделие он должен возвратить обратно застройщику или оконной компании. После таких нововведений — желающих судиться поубавится, потому что основная задача в потребительском экстремизме — получение денег.
Проблема в монтажном шве
Павел Гладков, генеральный директор ООО «Производственная Компания «САЗИ»:
— Одно дело если человек бесплатно хочет получить то, за что он должен заплатить деньги. Другое дело, например, в доме, где я живу, треть собственников жалуются на окна. Я решил посмотреть, а что не так с окнами. В итоге выяснилось, что профиль и стеклопакет нормальные, а проблема была в монтажном шве. Мы исправили. Вытащили оттуда старую пену, засунули свой герметик и запенили хорошей пеной. Проблема в общем исчезла. Но некоторые люди судятся и выигрывают суды. И поделом, потому что они за это заплатили. Эту ситуацию вряд ли можно назвать потребительским экстремизмом.
Сомнительные экспертизы
Василий Игнатенко, продукт-менеджер компании «профайн РУС»:
— Хотел затронуть тему потребительского экстремизма с помощью тепловизионного обследования. Зачастую съемки проводятся не имеющими специальной аттестации квазиэкспертами с очень грубыми нарушениями.
Тепловизор сравнивает, какое излучение дают различные поверхности. Перед любой съемкой прибор должен быть калиброван на те материалы, которые он будет снимать. Но в многих отчетах коэффициенты на разных объектах почему-то одинаковы, хотя так не бывает, потому что каждый материал дает свое отражение, свои коэффициенты, свою температуру.
Бывают случаи, когда прибор настраивают таким образом, что даже разницу в три градуса он будет показывать с резким отличием по цветам: холоднее на три градуса — черный цвет, теплее на три градуса — красный цвет. Кроме того, при тепловизионной съемке в поле зрения прибора не должны попадать ни нагревательные элементы, ни отраженное изображение человека от стекла, потому что это все дает очень большие искажения.
Такие эксперты допускают много нарушений, но многие оконные компании и застройщики не знают всех этих нюансов. Мы пытаемся очень активно противостоять потребительскому экстремизму и со своей стороны оказываем нашим партнерам помощь в проведении экспертиз.
Подробнее в материале РБК Новосибирск — Компания «профайн РУС»: Сибирь для нас — стратегически важный рынок
Следите за деловыми новостями РБК Новосибирск в Telegram-канале и в группе ВКонтакте